Институциональная экономика - Олейник А.Н. - 24.3.1. Группа

    Содержание материала

    24.3.1. Группа

    Под группой (network, reseau) мы понимаем объединенных общей целью людей, когда возникновение властных отношений между ними исключается. Такое определение группы подчеркивает ее отличие, с одной стороны, от организации, с другой стороны, от домашнего хозяйства. Группы образуются в результате стремления индивидов объединить свои усилия с теми, кто стремится к достижению аналогичных целей. Существует три способа формирования групп43. Во-первых, в качестве продолжения семейно-родственных связей. Например, дружеские отношения в значительной мере персонифицированы и локализованы. Но в отличие от семейно-родственных отношений они не предполагают передачу одной из сторон взаимодействия контроля над своими действиями другой стороне. Во-вторых, на основе общности интересов в сфере бизнеса, политики, досуга. В этом смысле группа является альтернативным организации объединением людей, ибо в своем функционировании она основывается главным образом на социальных санкциях. Здесь в качестве примера укажем разнообразные клубы по интересам. В-третьих, группа может объединять и вовсе лично незнакомых людей, поддерживающих отношения с помощью современных средств связи, в первую очередь Интернета. Тогда число членов группы потенциально ничем не ограничено, и социальные санкции перестают действовать. В качестве объединения лично незнакомых людей, которых связывает лишь общий интерес, группу следует рассматривать в качестве альтернативы государству. Итак, группа отличается и от домашнего хозяйства, и от фирмы, и от государства, что позволяет увидеть в группе вариант компромисса между тремя соглашениями — традиционным, рыночным и гражданским. Поэтому императивом инновационной деятельности группы будет максимизация совокупной полезности ее участников на основе использования социальных связей различной степени интенсивности.

     

    Please publish modules in offcanvas position.