Примеры решения задач
1. Является ли следующее выражение: «Чарку пить — здорову быть, повторить — ум развеселить, утроить — ум устроить, много пить — нестрой ну быть»52?
A. Разделяемой стратегией.
Б. Нормой.
B. Правилом.
Ответ. Утверждение В является правилом потребления алкогольных напитков, так как в нем присутствуют пять следующих элементов: атрибут (распространяется на всех решивших выпить людей), фактор долженствования (пить столько-то, в данном случае — не больше трех чарок), цель («здорову быть» или «ум устроить»), условия (зависимость эффекта от количества выпитого) и санкция («нестройну быть», если не знать меры).
2. С точки зрения какой теории нормы Гражданского кодекса
РФ не имеют рациональной природы?
А. Теории общественного выбора. Б. Теории соглашений.
Ответ. А, так как Гражданский кодекс РФ был принят не на основе «правила единодушия» (например, в ходе всероссийского референдума), а представительным органом, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.). С другой стороны, теория соглашений не увязывает роль нормы в обеспечении рационального действия с процедурой ее выработки. Поэтому если нормы Гражданского кодекса РФ позволяют заключать обоюдовыгодные сделки, они имеют рациональную природу.
3. Нормами какого соглашения регулируется поведение одного
из героев романа Г Маркеса «Сто лет одиночества»: «Хосе Аркадио
Буэндиа с головой погрузился в свои опыты и проводил их с
риском для жизни. Стараясь доказать, что лупу можно с пользой
применить против неприятельских войск, он подвергнул воздейст
вию сосредоточенных солнечных лучей свое тело и получил ожоги,
которые превратились в язвы и долго не заживали. Он уже готов
был поджечь свой дом, но жена решительно воспротивилась столь
опасной затее» 53 ?
A. Традиционного.
Б. Экологического.
B. Творческой деятельности.
Г. Гражданского.
Ответ. В — единственной целью указанного героя является убеждение окружающих в новизне и полезности его изобретения (лупы), осуществляемое даже в ущерб достатку, семейному счастью и собственной репутации среди односельчан.
4. Деятельность профсоюза включает в себя элементы следу
ющих соглашений: гражданского, рыночного, индустриального
и традиционного. О каком варианте соотношения соглашений
идет речь в данном случае?
A. Компромисс.
Б. Касание.
B. Экспансия.
Ответ. А — речь идет о компромиссе. Дело в том, что нормы четырех соглашений не противоречат, а в некотором смысле даже
дополняют друг друга. Например, требование увеличения заработной платы (рыночное соглашение) реализуется через коллективные действия (забастовка, борьба за подписание коллективного договора) работников определенной отрасли или предприятия (индустриальное соглашение лежит в основе деления наемных работников на профессиональные категории). А традиции борьбы (например, традиционные весенние и осенние выступления рабочих) способствуют образованию репутации в смысле готовности бороться до конца, что увеличивает шансы на удовлетворение работодателями требований о повышении заработной платы.
5. К экзамену студенту необходимо прочитать пять источни
ков: учебник А, учебно-методическое пособие Б, конспект лекций
В и две книги по специальным вопросам — Г и Д. Известно, что
учебник можно прочесть за ночь, но этого не хватит даже для
получения оценки «удовлетворительно». Для получения оценки
«удовлетворительно» требуется как минимум прочесть учебник
и конспект лекций, для более высоких оценок к этому нужно
прибавить и остальные источники. Учитывая напряженный харак
тер сессии и согласие студента на оценку «удовлетворительно»,
как можно охарактеризовать наиболее вероятную стратегию пове
дения студента и как ее можно изобразить графически?
|
Ответ. Поведение студента по всей вероятности будет соответствовать модели неполной рациональности — он заранее соглашается на минимальную оценку, да и времени на подготовку к экзамену у него в обрез, учитывая напряженный график сессии.
Графически решение студента отражается точкой
(А+ В), первым «удовлетворительным» результатом, достигаемым в рамках ограниченности времени на подготовку к экзамену (рис. 4.5).
6. Сколько исходов (вариантов решения) существует у пред
приятия, чьи действия описываются с помощью следующего алго
ритма (рис. 4.6) 54 ?
Рис. 4.6
Ответ. В данном алгоритме существует как минимум три исхода: приобретение искомой продукции после стояния в очереди, вынужденная замена (покупка товара-субститута другого качества или другого артикула) и продолжение поиска на следующих базах. Данный тип задач особенно интересен в качестве иллюстрации, во-первых, идеи множественности равновесных исходов (критика тезиса «жесткого ядра» неоклассики), во-вторых, зависимости выбора одного из возможных исходов от процедуры принятия решения (процедуральная рациональность).
7. Может ли неграмотный человек действовать рационально?
Да. Нет.
Ответ. Да, так как грамотность, т.е. умение читать, писать и выполнять простейшие арифметические операции, связана с требованиями 11 — 14, сформулированными Г. Гарфинкелем. В то же время рациональность в повседневной жизни (требования 1 — 10) может быть получена и на основе жизненного опыта, ничего общего с грамотностью и дипломами об образовании не имеющего.