Институциональная экономика - Олейник А.Н. - 1.2. Совершенная конкуренция

    Содержание материала

    1.2. Совершенная конкуренция

    Еще одним требованием неоклассической модели рынка является минимальная взаимозависимость участников сделок: ситуация, когда решения о выборе одного индивида не зависят от решений других индивидов и не влияют на них. Минимальная взаимозависимость в принятии решений достигается только в рамках определенной структуры рынка, т. е. при совершении сделок на совершенно конкурентном рынке. Чтобы рынок соответствовал критериям совершенной конкуренции, должны выполняться следующие условия:

    •    наличие большого, потенциально бесконечного числа участников сделок (продавцов и покупателей), причем доля каждого из них незначительна в совокупном объеме сделок;

    •    обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;

    •    покупатели обладают полной информацией об интересующих их продуктах;

    •    существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияний 7.

    В условиях совершенной конкуренции ресурсы, являющиеся объектом экономического выбора, становятся неспецифичными, т. е. им легко найти равноценную замену, и результат от их использования будет тем же. Однако и здесь стоит упомянуть ограничение кейнсианцами сферы, в которой неоклассический анализ остается верным. Н. Калдор видит в существовании монополистической конкуренции одну из главных причин неполной занятости и, следовательно, недостижимости неоклассического равновесия на рынке. «Естественными рамками для кейнсианской макроэкономики является микроэкономика монополистической конкуренции»8. Таким образом, вторым фактором- определяющим пределы применимости неоклассической модели, выступает структура рынка.

     

    Please publish modules in offcanvas position.