11.1. Цена подчинения закону
Основной причиной внелегального осуществления экономической деятельности являются высокие трансакционные издержки, связанные с действием в рамках закона. Используя рассмотренную в предыдущей лекции классификацию трансакционных издержек, отметим, что главным образом речь идет о высоких издержках заключения контракта, издержках спецификации и защиты прав собственности и издержках защиты от третьих лиц. Впрочем, Э. де Сото предлагает объединить эти издержки в один термин «цена подчинения закону». Цена подчинения закону включает в себя 5:
• издержки доступа к закону — затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензий, открытие счета в банке, получение юридического адреса и выполнение иных формальностей;
• издержки продолжения деятельности в рамках закона, связанные с необходимостью выплаты налогов, подчинением требованиям закона в области трудовых отношений, регулирующим длительность рабочего дня, минимальную заработную плату, социальные гарантии, выплатой судебных издержек при решении конфликтов в рамках легальной судебной системы.
Стоит подчеркнуть, что цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедур6. Причем именно эта составляющая часто бывает особенно велика. Например, процедура получения разрешения на строительство жилого дома в Лиме занимает в общей сложности 4 года 1 месяц, получение разрешения на организацию мелкооптового рынка — 17 лет, получение разрешения на открытие небольшого магазина — 43 дня. Аналогичным
образом были сделаны расчеты затрат на регистрацию юридического лица и для других стран третьего мира 7 (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Страна |
Затраты времени (дней) |
Затраты в денежной форме (в % от ожидаемой годовой прибыли) . |
Боливия |
15-30 |
0,3-3 |
Бразилия |
31-60 |
3-8 |
Чили |
12-65 |
3-6 |
Эквадор |
60-240 |
15-24 |
Мексика |
83-240 |
- |
Уругвай |
75-90 |
6-160 |
Гватемала |
179-525 |
4-9 |
Венесуэла |
170-310 |
6-24 |
Рассмотрим издержки доступа к закону, с которыми сталкиваются российские предприниматели. Корректнее всего рассматривать их в зависимости от организационно-правовой формы, в которой регистрируется предприятие. Возьмем, например, процедуру регистрации предприятия в наиболее распространенной организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) 8. В перечень документов, которые необходимо представить для регистрации ООО, входят: заявление о регистрации предприятия; договор учредителей; утвержденный учредителями устав предприятия; документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала (равного как минимум 100 минимальным размерам оплаты труда); свидетельство об уплате государственной пошлины. Затраты времени и ресурсов на регистрацию могут быть представлены в табл. 11.2.
Итого по самым скромным подсчетам получается 8830 руб. затрат в денежном выражении и 15 рабочих дней чистых (без учета ожидания регистрации: еще как минимум 10—15 дней) затрат времени. Сравним издержки регистрации ООО с издержками доступа к закону при регистрации ЗАО и индивидуального предприятия (частный предприниматель без образования юридического лица) в форме таблицы (включая затраты на оплату 50% уставного фонда предприятия) (табл. 11.3) 9.
Таблица 11.2
№ |
Этап и процедура регистрации |
Стоимость |
Затраты времени (ч) |
Первый этап |
|||
1 |
Проведение учредительного собрания |
- |
- |
2 |
Выбор юридического адреса |
От 300 руб. до 200 дол. 10 |
6 |
3 |
Распечатка пакета документов |
10 руб. |
- |
4 |
Юридическая экспертиза документов |
100-200 дол. |
30 |
5 |
Размножение пакета документов |
20 руб |
- |
6 |
Нотариальное заверение документов |
300 руб. |
2 |
7 |
Проверка названия на отсутствие аналогов |
150 руб |
24 |
Второй этап |
|||
8 |
Оплата регистрационной пошлины |
205 руб. |
1 |
9 |
Сдача документов в Регистрационную палату |
- |
2 |
10 |
Снятие копий с временно зарегистрированных документов |
10 руб |
- |
11 |
Нотариальное заверение копий |
120 руб |
2 |
12 |
Изготовление эскиза печати |
150 руб. |
4 |
13 |
Получение разрешения на изготовление печати (в УВД) |
10 руб. |
2 |
14 |
Изготовление печати и штампа |
300 руб. |
2 |
15 |
Открытие счета в банке и оплата 50% УФ |
4200 руб. |
1 |
16 |
Нотариальное заверение подписей |
100 руб |
2 |
Третий этап |
|||
17 |
Постановка на учет и получение справки в Мосгорстате |
70 руб. |
8 |
18 |
Постановка на учет и получение справки в Минфине |
55 руб. |
2 |
19 |
Постановка на учет в налоговой инспекции |
10 руб. |
4 |
20 |
Постановка на учет в Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, Фонде занятости, Фонде социального страхования |
10 руб. |
8 |
21 |
Сдача документов в Регистрационную палату |
210 руб. |
4 |
22 |
Получение постоянного свидетельства |
- |
4 |
23 |
Подтверждение в Налоговой инспекции, Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, Фонде занятости, Фонде социального страхования получения постоянного свидетельства |
12 |
Таблица 11.3
Организационно-правовая форма |
Регистрация учредителями |
Регистрация с помощью посреднической фирмы |
Покупка готового предприятия |
000 |
4-31 день, 5700 руб. |
4-31 день, 12 800 руб. |
3-20 дней, 10 200 руб. |
ЗАО |
1,5-3 мес , 46 000 руб. |
21 день, 49 000 руб. |
Нд |
ПБЮЛ |
8-30 дней, 600-1500 руб |
Нд |
Нд |
Таким образом, единственная организационно-правовая форма, которую можно зарегистрировать с минимальными издержками доступа к закону, — предприниматель без образования юридического лица. В этом случае достаточно лишь представить в Регистрационную палату копию паспорта, заявление, квитанцию об уплате пошлины, затем зарегистрироваться в налоговой инспекции и изготовить печать.
Если в России затраты времени на регистрацию предприятия и не столь велики, зато издержки продолжения деятельности в рамках закона находятся на запретительно высоком уровне. В первую очередь это касается налоговых выплат. Вот ставки основных налогов, которые приходится платить российскому предприятию (по состоянию на 1999 г., в скобках указаны налогооблагаемая база):
• налог на прибыль — 20% (прибыль);
• НДС - 20% (выручка);
• налог на операции по ценным бумагам — 15% (доход от операций с ценными бумагами);
• налог на пользователей автодорог — 2,5% (выручка);
• налог на содержание жилищного фонда — 1,5% (выручка);
• налог на имущество предприятия — 2% (стоимость основных фондов);
• налог на приобретение автотранспортных средств — 20% (продажная цена);
• страховые взносы в Пенсионный фонд — 28% (расходы на оплату труда);
• взносы в Фонд социального страхования — 3,6% (расходы на оплату труда);
• взносы в Государственный фонд занятости — 1,5% (расходы на оплату труда);
• взносы в Фонды обязательного медицинского страхования — 5,4% (расходы на оплату труда);
• налог на рекламу — 5% (затраты на рекламу);
• налог с владельцев автотранспортных средств (80 коп./ л.с);
• налог на нужды образовательных учреждений — 1% (расходы на оплату труда).
Все эти цифры вполне сопоставимы с издержками продолжения деятельности в рамках закона, характерными для стран третьего мира. Только предприниматель без образования юридического лица имеет возможность продолжать деятельность в рамках закона с минимальными издержками: для него достаточно платить один вид налогов — подоходный налог (в обычном случае по ставке 12% от суммы доходов).
Именно высокая цена подчинения закону объясняет низкий процент применения норм закона для обеспечения повседневного функционирования предприятия. Показательны данные о соблюдении законодательства в некоторых странах третьего мира (в процентах от наблюдаемых случаев) (табл. 11.4) 11 .
Таблица 11.4
Страна |
Патентное право |
Земельный налог |
Налог на прибыль |
Налог на добавленную стоимость |
Минимальная заработная плата |
Длительность рабочего дня |
Социальная защита |
Гигиена и безопасность труда |
Алжир |
Нд. |
53 |
83 |
83 |
54 |
30 |
58 |
29 |
Эквадор |
72 |
Нд |
63 |
40 |
87 |
49 |
36 |
Нд |
Ямайка |
Н.д |
Нд. |
Н.д. |
Нд. |
46 |
33 |
20 |
27 |
Нигерия |
66 |
29 |
9 |
12 |
2 |
2 |
5 |
7 |
Таиланд |
Н.д. |
20 |
60 |
Н.д. |
34 |
33 |
40 |
42 |
Тунис |
85 |
75 |
Нд. |
Нд |
26 |
60 |
49 |
52 |
Свазиленд |
54 |
Нд |
16 |
39 |
16 |
41 |
7 |
19 |
Доступные данные по России касаются выполнения налогового законодательства. В 1997 г. только по официальным данным поступления от налога на прибыль составили 43,3% от расчетных, от налога на добавленную стоимость — 68,1%, от акцизных сборов — 66,4% 12. В общей сложности доля сокрытия с целью ухода от налогообложения объема продукции на российских предприятиях составила в 1996-1997 гг. 16,4%, а прибыли — 78,7% 13.