Институциональная экономика - Олейник А.Н. - 14.4. Два сценария институционального развития

    Содержание материала

    14.4. Два сценария институционального развития

    Анализ уровня доверия в российском обществе позволяет говорить о рассогласовании, неконгруэнтности неформальной нормы и нормы, на основе которой функционирует рынок. Аналогичные .выводы можно сделать и на основе анализа остальных пяти параметров 60. Следовательно, приходится предполагать не конвергенцию неформальных и формальных норм в результате импорта института рынка, а их дивергенцию, возрастающее рассогласование. Итак, сформулируем два сценария развития событий в случае импорта института. Во-первых, в случае конгруэнтности формальных и неформальных норм происходит ускорение институционального развития. Но при этом радикальной смены траектории институционального развития не происходит, ведь изначально

    формальные и неформальные нормы не противоречили друг другу. Институт лишь проходит быстрее ряд этапов своего становления, которые в случае эволюционного развития заняли значительно больший период времени. Во-вторых, в случае неконгруэнтности формальных и неформальных норм происходит замедление институционального развития ввиду роста рассогласования между формальными и неформальными нормами. Второй сценарий тем более не предполагает, что происходит радикальная смена траектории институционального развития. Сравним два указанных сценария институционального развития более подробно в табл. 14.2.

     

    Рис. 14.3

     

    Подведем итоги. Революционный вариант, связанный с импортом формальных институтов, тоже оказывается неспособным радикальным образом изменить траекторию институционального развития. В лучшем случае он ускоряет движение по этой траектории, а в худшем — замедляет. В случае развития событий по второму сценарию возможное решение могло бы заключаться в смене образцов импортируемых институтов, например, американской модели на германскую, французскую, японскую, или наоборот. Такой подход позволил бы найти такую страну-экспортера, чьи формальные институты конгруэнтны с неформальными институтами страны-импортера. А далее начинается длительный процесс взаимодействия формальных и неформальных норм: исходный импульс от внедрения нового формального института вызывает реактивные изменения неформальных норм, изменения неформальных норм сказываются на структуре формального института и так далее (рис. 14.3).

    Таблица   14.2

     

     

    Первый сценарий

    Второй сценарий

    Конгруэнтность норм

    Существует

    Не существует

    Результат

    Ускорение институционального развития

    Замедление институционального развития

    Издержки, которые

    сопровождают импорт

    института 61,

    где ТС — общие

    издержки,

    I — прямые издержки

    импорта, Sцена

    подчинения

    формальному

    институту,

    G — косвенные

    издержки, связанные

    с рассогласованием

    формальных

    и неформальных норм

    ТС1 = I1 +I2 + I3 + I4 + S

    ТС1 = I1 +I2 + I3 + I4 + S+ G1 + G2 + G3 + G4

    [I1] Издержки импорта формальных институтов (техническая помощь стран-экспортеров)

    Издержки I1, I2, I3, I4 и S такие же, как и по первому сценарию, следовательно ТС2 > ТС1

    [I2] Издержки обучения чиновников

    и функционеров, обеспечивающих

    функционирование новых формальных

    институтов

    [G1] Трансакционные издержки, растущие из-за

    сосуществования двух принципов совершения

    сделок, легального и внелегального (см. аргумент

    теории соглашений о природе трансакционных

    издержек)

    [I3] Издержки лоббирования принятия новых законов

    [G2] Издержки экспансии формальных правил.

    При рассогласовании норм наблюдается тенденция

    к замещению неформальных норм формальными

    правилами и росту издержек контроля

    над их выполнением 62

    [I4]Издержки распространения

    информации о новых формальных

    правилах (издание и распространение

    новых версий законов)

    [G3] Издержки, связанные с психологическим дискомфортом ведения «двойной» игры по легальным и внелегальным правилам

    [S] Цена подчинения закону

    [G4] Цена внелегальности

    Пример

    Импорт Кодекса Наполеона

    (Гражданского кодекса Франции 1804 г.)

    в другие страны романо-германского

    права (Бельгию, Голландию, Италию,

    Испанию, Португалию)

    Импорт европейской модели государственного

    -устройства в страны, относящиеся к другим

    правовым культурам: африканской, исламской,

    индийской

     

    Please publish modules in offcanvas position.