Во всех странах мира внешнеторговая деятельность регулируется государством. Степень такого регулирования определяется, прежде всего, конкурентоспособностью национальной экономики в мировом хозяйстве. Посредством регулирования импорта государство:
– обеспечивает защиту интересов национальных производителей от увеличения потока аналогичных импортных товаров, недобросовестных иностранных конкурентов;
– обеспечивает экономическую безопасность страны, предотвращая чрезмерную зависимость от импорта жизненно важной продукции;
– защищает потребителей от некачественных зарубежных товаров.
Инструменты внешнеторгового регулирования используются и в отношении экспорта товаров, содействуют структурным преобразованиям отечественной экономики в соответствии с имеющимися ресурсами и конкурентными преимуществами в международном обмене.
Таким образом, в современной системе регулирования внешней торговли наряду с таможенным тарифом выступают меры нетарифного регулирования или запреты и ограничения.
В зарубежной научной литературе меры (инструменты, средства) нетарифного регулирования называют нетарифными мерами (nichttarifare Massnahmen), нетарифными барьерами (non-tariff barriers, nichttarifare Handels-schranken), нетарифными ограничениями (non-tariff restraints, aussertarifliche Beschrankungen), нетарифными искажениями (non-tariff distorsions), нетарифными препятствиями (non-tariff obstacles, nichttarifare Handelshemmnisse). В отечественной научной и специальной литературе, посвященной исследованию проблем совершенствования внешнеторгового регулирования, их принято называть нетарифными барьерами (НТБ) либо нетарифными ограничениями.
Регулирование внешней торговли с применением нетарифных ограничений осуществляется различными средствами кредитно-финансовой, административной, технической и торговой политики, а также средствами, направленными на защиту здоровья людей, животных, окружающей среды, национальной безопасности. Правовые документы ВТО содержат жесткие правила использования многочисленных мер нетарифного регулирования внешней торговли. Вместе с тем все страны мира активно применяют их в своей внешнеторговой практике.
|
Нетарифные ограничения – комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок с целью усиления конкурентных позиций импортирующей страны, защиты национальной промышленности, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также предотвращения исчерпания природных ресурсов, повышения экспортных цен, выполнения международных обязательств. |
В мировой практике внешнеторгового регулирования принято различать нетарифные ограничения:– специально созданные с целью регулирования внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, импортные налоги и сборы и др.);– возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения и др. (санитарные, ветеринарные, фитосанитарные).
Нетарифные ограничения как инструменты регулирования внешней торговли играют исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится.
По данным ВТО, к началу 2002 года нетарифные ограничения распространялись на 48% экспорта сельскохозяйственных продуктов развитых стран и от 36 до 60% экспорта развивающихся стран. Их доля была заметной в экспорте нефти и нефтепродуктов – 20-30% экспорта развитых и развивающихся государств. По готовым промышленным изделиям средняя их доля составляла 10-15%. Однако по отдельным видам готовых изделий их значение было гораздо выше. Например, они охватывали около 35% экспорта железа и стали по странам ведущей «четверки», от 20 до 30% экспорта текстильных изделий и одежды по развивающимся государствам, до 40% экспорта лекарств и фармацевтических продуктов, 12-15% экспорта продукции электроники и около 40% экспорта автомашин .
Развитые страны использовали нетарифные ограничения в отношении 17% импорта (в том числе доля импорта сельскохозяйственных товаров, подвергавшихся нетарифным ограничениям, составила 44%, черных металлов – 50%, текстильных изделий – 25%, средств транспорта – 30%). Развивающиеся страны более интенсивно применяли нетарифные ограничения. Они охватывали свыше 40% всего их импорта, в том числе 50% продовольствия, около 37% ввоза готовых промышленных товаров. Отношение к использованию нетарифных ограничений в мировой практике неоднозначное.