Понятие и виды запретов и ограничений в международной практике регулирования внешней торговли

    Во всех странах мира внешнеторговая деятельность регулируется государством. Степень такого регулирования определяется, прежде всего, конкурентоспособностью национальной экономики в мировом хозяйстве. Посредством регулирования импорта государство:

    – обеспечивает защиту интересов национальных производителей от увеличения потока аналогичных импортных товаров, недобросовестных иностранных конкурентов;

    – обеспечивает экономическую безопасность страны, предотвращая чрезмерную зависимость от импорта жизненно важной продукции;

    – защищает потребителей от некачественных зарубежных товаров.

    Инструменты внешнеторгового регулирования используются и в отношении экспорта товаров, содействуют структурным преобразованиям отечественной экономики в соответствии с имеющимися ресурсами и конкурентными преимуществами в международном обмене.

    Таким образом, в современной системе регулирования внешней торговли наряду с таможенным тарифом выступают меры нетарифного регулирования или запреты и ограничения.

    В зарубежной научной литературе меры (инструменты, средства) нетарифного регулирования называют нетарифными мерами (nichttarifare Massnahmen), нетарифными барьерами (non-tariff barriers, nichttarifare Handels-schranken), нетарифными ограничениями (non-tariff restraints, aussertarifliche Beschrankungen), нетарифными искажениями (non-tariff distorsions), нетарифными препятствиями (non-tariff obstacles, nichttarifare Handelshemmnisse). В отечественной научной и специальной литературе, посвященной исследованию проблем совершенствования внешнеторгового регулирования, их принято называть нетарифными барьерами (НТБ) либо нетарифными ограничениями.

    Регулирование внешней торговли с применением нетарифных ограничений осуществляется различными средствами кредитно-финансовой, административной, технической и торговой политики, а также средствами, направленными на защиту здоровья людей, животных, окружающей среды, национальной безопасности. Правовые документы ВТО содержат жесткие правила использования многочисленных мер нетарифного регулирования внешней торговли. Вместе с тем все страны мира активно применяют их в своей внешнеторговой практике.

     

     

    Нетарифные ограничения – комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок с целью усиления конкурентных позиций импортирующей страны, защиты национальной промышленности, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также предотвращения исчерпания природных ресурсов, повышения экспортных цен, выполнения международных обязательств.

     

    В мировой практике внешнеторгового регулирования принято различать нетарифные ограничения:– специально созданные с целью регулирования внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, импортные налоги и сборы и др.);– возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения и др. (санитарные, ветеринарные, фитосанитарные).

    Нетарифные ограничения как инструменты регулирования внешней торговли играют исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится.

    По данным ВТО, к началу 2002 года нетарифные ограничения распространялись на 48% экспорта сельскохозяйственных продуктов развитых стран и от 36 до 60% экспорта развивающихся стран. Их доля была заметной в экспорте нефти и нефтепродуктов – 20-30% экспорта развитых и развивающихся государств. По готовым промышленным изделиям средняя их доля составляла 10-15%. Однако по отдельным видам готовых изделий их значение было гораздо выше. Например, они охватывали около 35% экспорта железа и стали по странам ведущей «четверки», от 20 до 30% экспорта текстильных изделий и одежды по развивающимся государствам, до 40% экспорта лекарств и фармацевтических продуктов, 12-15% экспорта продукции электроники и около 40% экспорта автомашин .

    Развитые страны использовали нетарифные ограничения в отношении 17% импорта (в том числе доля импорта сельскохозяйственных товаров, подвергавшихся нетарифным ограничениям, составила 44%, черных металлов – 50%, текстильных изделий – 25%, средств транспорта – 30%). Развивающиеся страны более интенсивно применяли нетарифные ограничения. Они охватывали свыше 40% всего их импорта, в том числе 50% продовольствия, около 37% ввоза готовых промышленных товаров. Отношение к использованию нетарифных ограничений в мировой практике неоднозначное.


    С одной стороны, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и начавшая функционировать с 1995 года ВТО официально ставят задачу максимально возможно ограничить применение таких мер, обеспечить переход к регулированию внешней торговли исключительно тарифными методами. С другой стороны, все страны мира, включая те, которые входили в ГАТТ со дня его основания и которые стали членами ВТО с момента начала ее деятельности, используют самые различные нетарифные ограничения внешней торговли.

    Изучение опыта хозяйственных реформ в зарубежных странах показывает, что процесс приспособления национальной экономики к требованиям мирового хозяйства неизбежно сопровождается применением нетарифных мер. Некоторые нетарифные меры неустранимы, так как представляют собой проекцию мер внутренней экономической политики на торгово-экономические отношения с другими странами.

    Наконец, есть и узаконенные международной торговой системой нетарифные регулирования, а именно – защитные меры, имеющие целью в установленном порядке предотвратить или смягчить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров.

    Классификационные схемы, получившие международное признание, в настоящее время насчитывают до 800 конкретных видов нетарифных ограничений. Общепринятой классификации нетарифных ограничений в мировой торгово-политической практике до настоящего времени не выработано. Ряд международных организаций предлагает свои варианты классификации.

    Классификация, разработанная в рамках ГАТТ/ВТО. Она позволяет наиболее оптимальным образом распределить все существующие в настоящее время инструменты в пять групп:

    – меры вмешательства государства в торговлю;

    – особенности таможенных и административных процедур;

    – стандарты;

    – специфические торговые барьеры;

    – импортные сборы.

     

    Меры вмешательства государства в торговлю

     

    Одними из эффективно применяемых инструментов ограничения международной торговли

    являются меры вмешательства государства в торговлю.

     

     

    Меры вмешательства государства в торговлю – нетарифные ограничения, посредством которых государство, непосредственно принимая участие в возникающем между покупателем и продавцом торговом отношении, использует преимущества своего особого статуса в качестве субъекта гражданского правоотношения, влияет на конкурентную среду, предопределяя положение товара на внутреннем и внешнем рынках

     

    Меры вмешательства государства в экономику включают в себя:

    – льготы производителям и потребителям местной продукции;

    – экспортные субсидии;

    – компенсационные пошлины;

    – государственные закупки и торговые операции государственных предприятий;

    – государственную монополию на торговлю определенным товаром.

    Льготы производителям и потребителям местной продукции предоставляются в форме: – льготного режима налогообложения производителей национального товара;

    – субсидий;

    – кредитов с низким процентом;

    – предоставления гарантий по кредитам;

    – прямого участия в уставном капитале производителей.

    Льготы могут предоставляться как отрасли в целом, так и отдельным ее предприятиям. В качестве примера может послужить Фонд помощи сталеплавильной промышленности в рамках Европейского объединения угля и стали.

    Изначально данные меры использовались как механизм содействия приспособлению национальной промышленности к меняющейся рыночной ситуации. Однако в настоящее время льготы национальным производителям и потребителям местной продукции используются для защиты недостаточно конкурентоспособных отраслей хозяйства от импорта.

     

     

    Экспортные субсидии – форма безвозмездной государственной поддержки экспортоориентированных предприятий путем прямого финансирования и представления льготных кредитов в целях покрытия разницы между внутренними и внешними ценами. Это позволяет повысить конкурентоспособность экспортируемого товара, расширить рынки сбыта.Компенсационные пошлины – таможенные пошлины, взимаемые сверх базовой ставки в целях возмещения ущерба национальной экономике, наносимого экспортерами, получившими государственную субсидию.

     

    Например, компенсационные меры активно используются в странах ЕС для ограничения ввоза сельскохозяйственных товаров, в том случае, когда существует возможность удовлетворения потребностей за счет внутреннего производства. Ими охвачено примерно две трети тарифных позиций или 12% стоимости импорта продовольствия.


    Государственные закупки и торговые операции государственных предприятий реализуются посредством участия государства в торговом обороте либо напрямую – через государственные закупки, либо опосредованно – через создание самостоятельных субъектов торгового оборота на основе государственной собственности. Тем самым они оказывают влияние на конкурентную среду путем ограничения доступа импортных товаров. При этом учитывается не столько экономическая целесообразность, сколько преследуются цели защиты внутреннего рынка и предоставления льгот национальным производителям.

    Например, в США с 1993 года действует Закон о преимущественной покупке американских товаров, на основании которого государственные организации США должны покупать необходимые товары у американских фирм. Заказ может быть выдан иностранной фирме только в том случае, если ее цены ниже американских на 50% .

    Государственная монополия на торговлю определенным товаром реализуется посредством предоставления исключительного права на внешнеторговые операции определенным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем государственная монополия может распространяться на экспорт товаров, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле, например, таким как ядерное оружие, продукция военно-технического назначения, зерно, алкогольная продукция и др.

    Государственная монополия охватывает, как правило, операции по импорту товаров, когда оно самостоятельно определяет объемы закупок и географию поставок.

     

    Особенности таможенных и административных
    процедур

    К особенностям таможенных и административных процедур, в частности, относятся:

    – методы таможенной оценки;

    – антидемпинговые пошлины;

    – структура тарифов;

    – консульские и таможенные формальности и документы.Посредством инструментов данной группы государство влияет на ввоз и вывоз товаров косвенным образом, умышленно усложняя или упрощая бюрократические формальности при оформлении таможенных и товаросопроводительных документов, самостоятельно устанавливая методику определения таможенной стоимости и классификации товаров для целей таможенного обложения, методику определения нанесения ущерба внутренней экономике и национальным производителям. Таким образом, увеличивается неопределенность и расходы на проведение внешнеторговых операций .

    Методы таможенной оценки. Государства самостоятельно устанавливают (разрабатывают) методику определения таможенной стоимости товаров – основы исчисления таможенных платежей, тем самым оказывая существенной влияние на их величину. Согласно международным соглашениям ГАТТ основной метод расчета таможенной стоимости – по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенная оценка проводится на основе цены СИФ или ФОБ (стоимость счет-фактуры с включением или без включения транспортных и страховых расходов) и запрещает применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в стране-импортере. Так, ранее США применяли для таможенной оценки внутренние цены, что приводило к завышению величины ввозной пошлины.

    Антидемпинговые пошлины используются страной-импортером как средство борьбы с недобросовестной конкуренцией для оказания давления на экспортеров с целью защиты национального рынка от иностранной продукции. Условием применения антидемпинговых пошлин является наличие факта демпинга и доказательств, что он наносит ущерб национальной промышленности страны-импортера.

    В свою очередь, демпинг предполагает продажу товара в стране-импортере по цене ниже, чем сложившаяся на внутреннем рынке страны-экспортера при обычном ходе торговли.

    Таким образом, антидемпинговые пошлины применяются к экспортерам, которые поставляют на внешние рынки товары по ценам ниже, чем на внутреннем рынке, пренебрегая правилами справедливой конкуренции, и нанося ущерб конкурирующим отраслям в стране-импортере.

    Антидемпинговые пошлины взимаются сверх базовых ставок таможенных пошлин с момента начала поставок по заниженным ценам.

    При этом экспортеры не могут заранее учесть величину ставки антидемпинговой пошлины.


    Структура тарифов обеспечивает государству большие возможности регулирования доступа товаров на внутренний рынок за счет маневрирования в регламентации и использовании процедур перемещения товаров через таможенную границу и их таможенного оформления. Так, важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Отсюда различия в определении таможенной стоимости и таможенных платежей.

    Консульские и таможенные формальности и документыпредполагают определенную последовательность таможенных процедур, связанных с экспортом (импортом) груза и его обработкой в условиях различных таможенных режимов; требования к таможенному оформлению таможенных документов; правила перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу. Согласно международным правилам предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам различных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли.

     

    Стандарты

    Стандарты представляют собой требования к товарам, устанавливаемые с целью обеспечения:

    – безопасности;

    – защиты жизни и здоровья людей и животных;

    – охраны окружающей среды.

    Нетарифные ограничения данной группы основаны на контроле качества, безопасности, характеристиках товаров, терминологии, символах, методах проверки, требованиях к их упаковке и маркировке.

    Таким образом, следует выделить:

    – технические стандарты;

    – требования к упаковке и маркировке.

    Данные нетарифные ограничения носят протекционистский характер и применяются с целью ограничения импорта в интересах национальных производителей аналогичных товаров.

    Выполнение технических и специальных требований обеспечивается системой государственных, нормотворческих и контролирующих учреждений (сети специальных лабораторий, центров, и служб контроля). Они проверяют соответствие поступающих из-за границы изделий и выдают должным образом оформленные документы, например, сертификаты соответствия >.

    Мировая практика свидетельствует о том, что сама процедура выдачи сертификата соответствия является техническим барьером для импорта товара, поскольку ограничено число испытательных лабораторий, сложна процедура контроля и выдачи документов, значительна стоимость исследования.

    Несогласованность национальных и внутрифирменных стандартов, систем измерения, применяемых при производстве и оценке требований безопасности, целенаправленно используется рядом государств для создания нетарифных барьеров относительно импортной продукции. Так, например, в США по отношению к отдельным поставщикам импортных автомобилей применяется требование долевого участия национальных производителей в производстве импортируемого товара .

    Как правило, промышленно развитые страны предъявляют более высокие требования к импортным товарам. Они обладают необходимой сетью испытательных лабораторий, способны оплатить стоимость исследований.

    Развивающиеся же страны не располагают собственными средствами профессионального контроля, они в основном практикуют проверку качества импортируемых товаров в стране-экспортере. Такой порядок действует в ряде африканских и латиноамериканских стран.

    Технические стандарты имеют несколько разновидностей.

    1. Запреты или ограничения импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь, нефть с высоким содержанием серы).

    В качестве нового ограничения в данной группе выступает требование, предъявляемое к импортерам многих товаров, которое предусматривает облегчение их последующей утилизации, в частности, путем вторичной переработки. В связи с этим получила развитие так называемая «экомаркировка» на упаковке товаров в виде определенных символов – «зеленый дельфин», «белый лебедь».

    2. Протекционистские меры в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению окружающей среды.


    3. Требования к качеству товаров защищают интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного некачественной продукцией, и от возможного вреда от ее потребления. Это относится, например, к импорту бытовой электротехники, медицинским препаратам и приборам, продуктам питания, товарам для детей и т. п. Многие страны приняли законы, обязывающие поставщиков импортных товаров информировать покупателя в инструкциях, при маркировке или на этикетках обо всех возможных рисках, связанных с потреблением товара.

    4. Санитарно-ветеринарные требования к животным, растениям, сельскохозяйственным продуктам и т.п. Они устанавливают ограничения на использование в производстве продукции различного рода добавок, красителей, химикатов и др.

     

    Специфические торговые барьеры

    В данную группу нетарифных ограничений входят:

    – количественные ограничения импорта: квотирование, лицензирование, контингентирование;

    – двусторонние дискриминационные ограничения импорта;

    – добровольное самоограничение экспорта;

    – запреты в отношении кинофильмов.

    Эта группа нетарифных ограничений включает традиционные механизмы прямого ограничения импорта и экспорта товаров. Большинство стран использует их в практике внешнеторгового регулирования.

    Данные нетарифные ограничения через жесткий контроль над товарными потоками во многих случаях более гибко и эффективно, чем таможенные пошлины, регулируют внешнюю торговлю товарами.

    Количественные ограничения импорта могут выступать в открытой и завуалированной форме.

    Открытая форма реализуется посредством:

    – полного запрещения торговли;

    – частичных запретов безусловного характера на импорт конкретных товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизни государства;

    – запретов, вызванных несоблюдением экспортером санитарно-гигиенических и других связанных с качеством или стандартизацией требований;

    – сезонных и временных ограничений на ввоз.

    Полное запрещение торговли (эмбарго) представляет собой крайнюю меру,которая применяется не только на основании решения государства-импортера (экспортера), но и на основании решений, согласованных на международном уровне, обычно в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Например, существовавшие запреты на импорт из Ирака и Югославии. Введение общего запрета арабскими государствами, исходя из своей политики в отношении к Израилю, на импорт из этой страны .

    Эмбарго может вводиться в отношении как импорта, так и экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Эмбарго, как правило, вводятся в политических целях, но последствия, по существу, являются экономическими. Так, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с сандинистской партией, находящейся у власти. Однако в последствия они оказались экономическими: Никарагуа испытывала трудности с закупками запчастей для техники, произведенной в США, и сбытом бананов в США как раньше.

    Частичные запреты безусловного характера на импорт конкретных товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизни государства, применяются, например, в Иране, где запрещен ввоз товаров, подпадающих под ограничения религиозных законов. Запрет на импорт свинины и алкоголя практикуется в Саудовской Аравии, Ливии, Пакистане. Запрещается ввоз определенных товаров частично по соображениям морали, охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира (ядохимикаты). Например, законодательство ЕС запрещает импорт слоновой кости и шкур молодых тюленей. В настоящее время введен запрет и на импорт пушнины, добытой так называемыми «негуманными методами лова».

    К запретам, связанным с качеством или стандартизацией, прибегают в случае несоблюдения поставщиком импортной продукции установленных национальных правил и норм.

    Сезонные запреты применяются, как правило, с целью защиты национальных производителей от иностранной конкуренции в периоды созревания урожая или достаточного наличия продукции на внутреннем рынке.

    Временные запреты на импорт имеют нестабильный и краткосрочный характер. Применяются только в исключительных случаях.


    Завуалированная форма запретов предусматривает, например, ограничения по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны. Так, законодательство США о торговом флоте требует, чтобы все перевозки в прибрежной внутренней торговле осуществлялись судами, построенными в США. В результате, хотя и нет запрета на ввоз иностранных судов в США, фактически их использование во внутренних водах не допускается .

    Традиционными количественными нетарифными ограничениями импорта в международной практике являются квотирование, лицензирование и контингентирование.

     

     

    Квотирование– количественное лимитирование размера импорта с помощью глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений (квот).

     

    Квотирование вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

    Однако импортные квоты не всегда предназначены для защиты отечественных производителей. Так, Япония сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, что позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.

    Экспортные квоты устанавливаются с целью обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, предупреждения истощения природных ресурсов и повышения цен на экспорт путем ограничения поставок продукции на внешние рынки. Такие ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволяют странам-производителям квотировать такие товары, как кофе и нефть, в результате чего происходит рост цен этих товаров в странах-импортерах.

     

     

    <

    Лицензирование импорта товаров – система государственного контроля над импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения.

     

    Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение посредством получения разрешения (лицензии) через специально уполномоченное ведомство на операции с определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту товарами. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза товаров.

    Лицензирование применяется, как правило, в качестве временной меры в целях ограничения нежелательных объемов импорта.

    Контроль за выдачей квот ведется посредством лицензирования.

    Несмотря на запрет, установленный ГАТТ в отношении контингентирования, оно продолжает использоваться большим количеством стран под предлогом сложности финансового положения или дефицита платежного баланса, что разрешается положениями ГАТТ.

     

     

    Контингентирование – установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени.

     

    Двусторонние дискриминационные ограничения импорта являются разновидностью ограничений, предусмотренных соглашениями в рамках межправительственных соглашений, и выступают как неконкретизированные ограничения, форма применения которых индивидуальна. Например, соглашения об упорядочении сбыта, об ограничении косвенного импорта в страны ЕС или ограничения в рамках международной торговли текстильными товарами, предусматривающие двусторонние договоренности в отношении некоторых категорий текстильных изделий.

    В последнее десятилетие широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

     

     

    Добровольное самоограничение экспорта – результат компромисса, когда экспортер соглашается ограничить свой экспорт «добровольно», чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера.

     

    Несмотря на то, что формально установление добровольного ограничения является результатом действий стран-торговых партнеров, фактически это вид нетарифных ограничений, навязываемый страной-импортером под угрозой применения более жестких мер. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение «добровольных» экспортных ограничений на экспорт свой продукции в США.


    Добровольное самоограничение экспорта реализуется посредством инструментов контроля через неофициальное соглашение об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста.

    К настоящему времени заключено более ста соглашений о «добровольном» ограничении экспорта или об установлении минимальных импортных цен. Они затрагивают торговлю текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, торговлю молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д.

     

     

    Установление минимальной импортной цены – фиксирование экспортером в контракте купли-продажи товара цены ниже ее минимального уровня, установленного страной импортера.

     

    Снижение экспортной цены товара дает возможность импортирующей стране вводит антидемпинговую пошлину, применение которой сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.

    Согласно классификации Конференции ООН по торговле и развитию различают три группы добровольных самоограничений.

    Первая группа – добровольные самоограничения, применяемые в результате соглашения между объединениями промышленников заинтересованных отраслей импортирующих и экспортирующих стран, при завуалированной поддержке правительств.

    Вторая группа – ограничения путем установления прямых межправительственных переговоров, но осуществляемые также по соглашению между экспортерами и импортерами.

    Третья группа – ограничения, устанавливаемые в соответствии с межправительственными соглашениями, предусматривающими контроль правительств в странах-экспортерах за исполнением условий соглашений, в частности, за соблюдением обязательств поставок и уровня цен.

    Таким образом, в конечном итоге добровольное самоограничение устанавливается не правительствами, а отраслью промышленности в экспортирующей стране. Государства лишь санкционируют данные ограничения. Это представляет наибольшую опасность для принципа свободы торговли .

    Наиболее часто к такому регулированию прибегают США и ЕС. Поводом к установлению самоограничения экспорта обычно является резкое увеличение и существенное повышение доли импорта в общем потребления товара в стране-импортере.

    При медленном расширении экспорта, даже в условиях высокого спроса, и при более размеренном распределении поставок по странам-импортерам меньше возможностей вызвать применение такой меры.

    В отношении российских товаров самоограничение экспорта применялось редко. Известно, например, что США добились в 1987 году согласия от бывшего СССР на ограничение вывоза хлопчатобумажного полотна. Возможность использования добровольного самоограничения экспорта российских (советских) товаров предусматривалась Соглашением о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС 1989 г., а в настоящее время – Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

    Заключены и действуют соглашения по торговле товарами из стали и текстилем.

    Запреты в отношении кинофильмов реализуется, как правило, в форме установления максимальной доли показа иностранных кинофильмов.

     

    Импортные сборы

    Импортные сборы представлены, в частности, такими нетарифными ограничениями, как:

    – уравнительные налоги и сборы;

    – налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу;

    – импортный депозит;

    – кредитные ограничения для импортеров;

    – статистические и административные сборы;

    – дополнительные сборы;

    – единый консолидированный импортный налог.

     

     

    Импортные налоги и сборы – нетарифные ограничения, основной характеристикой которых является экономическое воздействие на импорт.

     

    В отличие от таможенных пошлин они воздействуют на импорт косвенным образом. Импортные налоги и сборы не являются предметом международного регулирования и находятся в компетенции национальных органов власти, иногда – местных.

    Импортные налоги и сборы взимаются с ввозимого товара, пресекающего таможенную границу, и увеличивают его стоимость на дополнительную величину помимо таможенной пошлины.

    Таким образом, им свойственна фискальная функция – пополнение бюджета государства с целью дальнейшего финансирования, в том числе и государственных органов, отвечающих за регулирование, контроль и наблюдение за внешнеторговой деятельностью.

    Уравнительные налоги и сборы – эквивалентны косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта в форме налога на добавленную стоимость (НДС), налога на продажу, налога на потребление, акциза. Целью уравнительных налогов и сборов является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и отечественного производства.


    Согласно правилам ГАТТ импортные налоги не должны превышать размера налогообложения аналогичных товаров внутреннего производства, не должны создавать дополнительного барьера, защищающего товары отечественного производства. Однако на практике это часто не соблюдается, в том числе потому, что импортные налоги и сборы начисляются на цену СИФ, включающую сумму уплаченных таможенных пошлин.

    Многие страны активно используют налогообложение для стимулирования экспорта национальных товаров путем возврата налогов, уплаченных в отношении товаров, предназначенных к экспорту.

    Налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через таможенную границу.Например, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) предусматривает, что взимаемые таможенной службой сборы за таможенное оформление должны ограничиваться приблизительной стоимостью оказанных услуг. Действующая в Российской Федерации на настоящий момент система сборов за таможенное оформление предусматривает их начисление на основе таможенной стоимости товаров.

    Импортный депозит – денежный беспроцентный залог, вносимый импортером на специальный счет в банке, как условие на импортную операцию. Правила и практика его способствуют увеличению стоимости импорта или ограничению возможности получения для него необходимых валютных средств. Импортный депозит может требоваться и не напрямую при импорте, а, например, при обмене национальной валюты на иностранную.

    Кредитные ограничения для импортеров заключаются в ограничении максимальной суммы кредита, срока выдачи, увеличении процентной ставки при предоставлении в кредит денежных средств, предписании их целевого использования (импорт товаров).

    Статистические и административные сборы осуществляются с целью обеспечения статистического учета внешнеторговых грузов.

    Дополнительные сборы – платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов и не имеют внутреннего аналога. Используются в целях финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей. К ним относятся налог на переводы иностранной валюты, гербовый сбор, сбор за импортную лицензию, портовые, почтовые сборы, налог на транспортные средства, сборы на развитие экспорта, на благотворительные цели.

    Единый консолидированный импортный налог объединяет в себе все сборы. Например, применяется в Уругвае и Сирии в размере от
    5 до 40% таможенной стоимости импортируемого товара.

     

    Понятие и классификация мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами

     

    Согласно пункту 2 статьи 1 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таким образом, в определении таможенного дела четко определены два метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации: таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения, последние отнесены к нетарифному регулированию.

    В статье 2 п. 17 и п. 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» даны определения указанным выше методам.

     

     

    Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

     

    Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

    На практике нетарифное регулирование внешней торговли товарами осуществляется посредством мер нетарифного регулировании.

     

     

    Меры нетарифного регулирования – комплекс мероприятий, направленных на регулирование внешней торговли, определяющий порядок ввоза (вывоза) отдельных товаров, предусматривающий наличие лицензий, разрешений, сертификатов соответствующих государственных органов на основании законодательства Российской Федерации.

    Глава 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в качестве мер нетарифного регулирования определяет количественные ограничения, запреты и ограничения внешней торговли, которые можно отнести к мерам экономического и неэкономического характера.


    При этом к количественным ограничениям относятся квоты, лицензирование (статьи 21, 23, 24 Федерального закона) и исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статья 26 Федерального закона); к мерам нетарифного регулирования экономического характера – специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры (статья 27 Федерального закона). К мерам нетарифного регулирования неэкономического характера отнесены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов (статья 32 Федерального закона) .

    Согласно статье 13 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации.

    Запрещение вывоза из Российской Федерации товаров устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании принципов обеспечения национальной безопасности, защиты внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса, защиты исторического, научного, художественного и археологического достояния народов Российской Федерации, выполнения международных обязательств.

    Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. К таким товарам, в частности, относятся культурные ценности, созданные более 100 лет назад, картографические материалы, подлежащие засекречиванию по линии Роскартографии.

     

    2.2. Понятие и основы применения количественных ограничений экспорта/импорта товаров в Российской Федерации

     

     

    Количественные ограничения экспорта и импорта – прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота, представляющая собой способ непосредственного регламентирования условий выхода предприятия на внешний рынок.

    Количественные ограничения экспорта и импорта устанавливаются в Российской Федерации через квотирование (контингентирование) и лицензирование внешней торговли.

     

     

    Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок – ограничение экспортных и (или) импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени (год, полугодие, квартал). Лицензирование – административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

     

    Международная практика регулирования внешней торговли, закрепленная нормами ГАТТ/ВТО, регламентирует общую отмену количественных ограничений. Так, в статье XI ГАТТ закреплено, что ни одна из Договаривающихся Сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз или вывоз любого товара из (для) территории другой Договаривающейся Стороны никаких запрещений или ограничений в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов.

    Внешнеторговое законодательство Российской Федерации, ориентированное на гармонизацию с нормами и правилами ГАТТ/ВТО, регламентирует принцип общего отказа от количественных ограничений экспорта/импорта товаров.

    Согласно статье 21 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» импорт и экспорт товаров в Российской Федерации осуществляется без количественных ограничений.

    Прямое государственное регулирование внешнеторговой деятельности вполне оправданно и необходимо в период глубоких экономических кризисов, войн и т.п., когда необходимо централизовать расходование и поступление валютных ресурсов, обеспечить сырьем и дефицитными материалами наиболее важные отрасли экономики.

    Вместе с тем в исключительных случаях, непосредственно предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», количественные ограничения все же могут быть установлены. Так, в соответствии со статьей 13 вышеуказанного федерального закона Правительство Российской Федерации полномочно вводить количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определять порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров. Исключительные случаи установления количественных ограничения могут касаться только ограниченной группы товаров.

    Исключительными случаями являются:

    1. Временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации.


    2. Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

    – сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

    – сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

    – снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

    – снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

    – ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

    Таким образом, временные ограничения или запреты Правительство Российской Федерации может установить в исключительных случаях в отношении экспорта продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, для предотвращения либо уменьшения критического недостатка таких товаров на внутреннем рынке Российской Федерации. При этом перечень продовольственных товаров, а также товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации.

    Ограничения на импорт могут устанавливаться Правительством Российской Федерации также в исключительных случаях и только в отношении сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде и исключительно при необходимости ограничения производства аналогичного российского товара и снятия с рынка излишка такого товара. Перечень сельскохозяйственных товаров в данном случае также определяется Правительством Российской Федерации.

    Следовательно, исключительные случаи, когда Правительство Российской Федерации может вводить количественные ограничения, касаются как импорта, так и экспорта товаров.

    Кроме двух обозначенных выше случаев, количественные ограничения могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в иных ситуациях, например, при участии Российской Федерации в международных санкциях, для поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, в качестве ответных мер.

    Данные нормы соответствуют положениям Статьи XII ГАТТ, которая разрешает любому члену ВТО ограничить количество или стоимость товаров, разрешенных к импорту, в целях преодоления тяжелого внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса. В этой статье приведена программа реализации данного направления, цель которого – введение ограничений на импорт. Эти ограничения применяются на основе режима наибольшего благоприятствования и сохраняются до тех пор, пока положение с платежным балансом не улучшится.

    Кроме того, любая страна-участница ВТО может ограничить импорт товаров, причиняющий или могущий причинить ущерб любой отрасли национального производства, выпускающей аналогичные товары. Эти ограничения вводятся в соответствии со статьей ХIХ ГАТТ и Соглашением по защитным мерам.

    ГАТТ допускает применение количественных ограничений только на недискриминационной основе. Так, в соответствии со статьей XIII ГАТТ принцип недискриминационного применения количественных ограничений означает, что ни одна из Договаривающихся Сторон не должна применять никаких запрещений или ограничений импорта или экспорта любого товара с (на) территории(ю) любой другой Договаривающейся Стороны, если только импорт подобного товара из всех третьих стран или экспорт подобного товара во все третьи страны не будет подобным образом запрещен или ограничен.

    Положения статьи XIII ГАТТ распространяются как на импортные, так и на экспортные ограничения. Таким образом, принцип недискриминационного применения количественных ограничений означает, что в случае установления количественных ограничений импорта и (или) экспорта товара, такие ограничения применяются независимо от страны происхождения товара.

    В Российской Федерации принцип недискриминационного применения количественных ограничений закреплен в статье 22 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Так, в случае установления количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, они применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено федеральным законом.


    Таким образом, принцип недискриминационного применения количественных ограничений сближает российское законодательство с международными стандартами внешней торговли, закрепленными ГАТТ.

    Вместе с тем принцип недискриминационного применения количественных ограничений может не применяться в отдельных случаях, закрепленных статьей XIV ГАТТ. Подобные исключения предусмотрены и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (например, запреты и ограничения внешней торговли в целях участия Российской Федерации в международных санкциях, ограничение внешней торговли в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, ответные меры). Они предусматривают возможность отступать от отказа применения количественных ограничений.

    Статья 22 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает, что при установлении количественных ограничений импорта посредством распределения долей импорта между заинтересованными иностранными государствами принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

    Данное положение также соответствует статье XIII ГАТТ, в которой установлено, что «при применении импортных ограничений к любому товару Договаривающиеся Стороны должны стремиться к такому распределению торговли таким товаром, чтобы возможно точнее отразить доли участия в торговле, которые различные договаривающиеся страны, как можно было бы ожидать, имели бы при отсутствии таких ограничений».

    Так, согласно статье 23 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты при принятии решения о ее введении и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

    Например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2004 года № 432 «О порядке проведения в 2004 году аукционов по продаже объемов говядины и свинины, предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года № 721, 722, 723» порядок проведения аукциона по продаже 10% объемов квот свежей, охлажденной, мороженой говядины и свинины устанавливало Минэкономразвития России по согласованию с Минсельхозом России и ФСФР России.

    Однако как принцип недискриминационного применения количественных ограничений, так и положение об учете предыдущего импорта при их установлении могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

     

    Макарова Г.В. Матвеева О.П.

    Запреты и ограничения во внешней торговле. – Белгород: Кооперативное образование, 2007.

     

    Please publish modules in offcanvas position.