С одной стороны, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и начавшая функционировать с 1995 года ВТО официально ставят задачу максимально возможно ограничить применение таких мер, обеспечить переход к регулированию внешней торговли исключительно тарифными методами. С другой стороны, все страны мира, включая те, которые входили в ГАТТ со дня его основания и которые стали членами ВТО с момента начала ее деятельности, используют самые различные нетарифные ограничения внешней торговли.
Изучение опыта хозяйственных реформ в зарубежных странах показывает, что процесс приспособления национальной экономики к требованиям мирового хозяйства неизбежно сопровождается применением нетарифных мер. Некоторые нетарифные меры неустранимы, так как представляют собой проекцию мер внутренней экономической политики на торгово-экономические отношения с другими странами.
Наконец, есть и узаконенные международной торговой системой нетарифные регулирования, а именно – защитные меры, имеющие целью в установленном порядке предотвратить или смягчить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров.
Классификационные схемы, получившие международное признание, в настоящее время насчитывают до 800 конкретных видов нетарифных ограничений. Общепринятой классификации нетарифных ограничений в мировой торгово-политической практике до настоящего времени не выработано. Ряд международных организаций предлагает свои варианты классификации.
Классификация, разработанная в рамках ГАТТ/ВТО. Она позволяет наиболее оптимальным образом распределить все существующие в настоящее время инструменты в пять групп:
– меры вмешательства государства в торговлю;
– особенности таможенных и административных процедур;
– стандарты;
– специфические торговые барьеры;
– импортные сборы.
Меры вмешательства государства в торговлю |
|
Одними из эффективно применяемых инструментов ограничения международной торговли |
являются меры вмешательства государства в торговлю.
|
Меры вмешательства государства в торговлю – нетарифные ограничения, посредством которых государство, непосредственно принимая участие в возникающем между покупателем и продавцом торговом отношении, использует преимущества своего особого статуса в качестве субъекта гражданского правоотношения, влияет на конкурентную среду, предопределяя положение товара на внутреннем и внешнем рынках |
Меры вмешательства государства в экономику включают в себя:
– льготы производителям и потребителям местной продукции;
– экспортные субсидии;
– компенсационные пошлины;
– государственные закупки и торговые операции государственных предприятий;
– государственную монополию на торговлю определенным товаром.
Льготы производителям и потребителям местной продукции предоставляются в форме: – льготного режима налогообложения производителей национального товара;
– субсидий;
– кредитов с низким процентом;
– предоставления гарантий по кредитам;
– прямого участия в уставном капитале производителей.
Льготы могут предоставляться как отрасли в целом, так и отдельным ее предприятиям. В качестве примера может послужить Фонд помощи сталеплавильной промышленности в рамках Европейского объединения угля и стали.
Изначально данные меры использовались как механизм содействия приспособлению национальной промышленности к меняющейся рыночной ситуации. Однако в настоящее время льготы национальным производителям и потребителям местной продукции используются для защиты недостаточно конкурентоспособных отраслей хозяйства от импорта.
|
Экспортные субсидии – форма безвозмездной государственной поддержки экспортоориентированных предприятий путем прямого финансирования и представления льготных кредитов в целях покрытия разницы между внутренними и внешними ценами. Это позволяет повысить конкурентоспособность экспортируемого товара, расширить рынки сбыта.Компенсационные пошлины – таможенные пошлины, взимаемые сверх базовой ставки в целях возмещения ущерба национальной экономике, наносимого экспортерами, получившими государственную субсидию. |
Например, компенсационные меры активно используются в странах ЕС для ограничения ввоза сельскохозяйственных товаров, в том случае, когда существует возможность удовлетворения потребностей за счет внутреннего производства. Ими охвачено примерно две трети тарифных позиций или 12% стоимости импорта продовольствия.