Государственные закупки и торговые операции государственных предприятий реализуются посредством участия государства в торговом обороте либо напрямую – через государственные закупки, либо опосредованно – через создание самостоятельных субъектов торгового оборота на основе государственной собственности. Тем самым они оказывают влияние на конкурентную среду путем ограничения доступа импортных товаров. При этом учитывается не столько экономическая целесообразность, сколько преследуются цели защиты внутреннего рынка и предоставления льгот национальным производителям.
Например, в США с 1993 года действует Закон о преимущественной покупке американских товаров, на основании которого государственные организации США должны покупать необходимые товары у американских фирм. Заказ может быть выдан иностранной фирме только в том случае, если ее цены ниже американских на 50% .
Государственная монополия на торговлю определенным товаром реализуется посредством предоставления исключительного права на внешнеторговые операции определенным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем государственная монополия может распространяться на экспорт товаров, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле, например, таким как ядерное оружие, продукция военно-технического назначения, зерно, алкогольная продукция и др.
Государственная монополия охватывает, как правило, операции по импорту товаров, когда оно самостоятельно определяет объемы закупок и географию поставок.
Особенности таможенных и
административных К
особенностям таможенных и административных процедур, в частности, относятся: – методы
таможенной оценки; – антидемпинговые пошлины; – структура тарифов; – консульские и таможенные формальности и
документы.Посредством инструментов данной группы государство влияет на ввоз и
вывоз товаров косвенным образом, умышленно усложняя или упрощая бюрократические
формальности при оформлении таможенных и товаросопроводительных документов,
самостоятельно устанавливая методику определения таможенной стоимости и классификации
товаров для целей таможенного обложения, методику определения нанесения ущерба
внутренней экономике и национальным производителям. Таким образом,
увеличивается неопределенность и расходы на проведение внешнеторговых операций . Методы таможенной оценки. Государства самостоятельно устанавливают (разрабатывают) методику определения
таможенной стоимости товаров – основы исчисления таможенных платежей, тем самым
оказывая существенной влияние на их величину. Согласно международным
соглашениям ГАТТ основной метод расчета таможенной стоимости – по цене сделки с
ввозимыми товарами. Таможенная оценка проводится на основе цены СИФ или ФОБ
(стоимость счет-фактуры с включением или без включения транспортных и страховых
расходов) и запрещает применение некоторых методов оценки, например на основе
продажной цены товара в стране-импортере. Так, ранее США применяли для
таможенной оценки внутренние цены, что приводило к завышению величины ввозной
пошлины. Антидемпинговые пошлины используются страной-импортером как средство борьбы с
недобросовестной конкуренцией для оказания давления на экспортеров с целью
защиты национального рынка от иностранной продукции. Условием применения
антидемпинговых пошлин является наличие факта демпинга и доказательств, что он
наносит ущерб национальной промышленности страны-импортера. В свою очередь, демпинг предполагает продажу товара в
стране-импортере по цене ниже, чем сложившаяся на внутреннем рынке
страны-экспортера при обычном ходе торговли. Таким образом, антидемпинговые пошлины применяются к
экспортерам, которые поставляют на внешние рынки товары по ценам ниже, чем на
внутреннем рынке, пренебрегая правилами справедливой конкуренции, и нанося
ущерб конкурирующим отраслям в стране-импортере. Антидемпинговые пошлины взимаются сверх базовых ставок
таможенных пошлин с момента начала поставок по заниженным ценам. При этом экспортеры не могут заранее учесть величину
ставки антидемпинговой пошлины.
процедур