Структура тарифов обеспечивает государству большие возможности регулирования доступа товаров на внутренний рынок за счет маневрирования в регламентации и использовании процедур перемещения товаров через таможенную границу и их таможенного оформления. Так, важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Отсюда различия в определении таможенной стоимости и таможенных платежей.
Консульские и таможенные формальности и документыпредполагают определенную последовательность таможенных процедур, связанных с экспортом (импортом) груза и его обработкой в условиях различных таможенных режимов; требования к таможенному оформлению таможенных документов; правила перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу. Согласно международным правилам предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам различных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли.
Стандарты
Стандарты представляют собой требования к товарам, устанавливаемые с целью обеспечения:
– безопасности;
– защиты жизни и здоровья людей и животных;
– охраны окружающей среды.
Нетарифные ограничения данной группы основаны на контроле качества, безопасности, характеристиках товаров, терминологии, символах, методах проверки, требованиях к их упаковке и маркировке.
Таким образом, следует выделить:
– технические стандарты;
– требования к упаковке и маркировке.
Данные нетарифные ограничения носят протекционистский характер и применяются с целью ограничения импорта в интересах национальных производителей аналогичных товаров.
Выполнение технических и специальных требований обеспечивается системой государственных, нормотворческих и контролирующих учреждений (сети специальных лабораторий, центров, и служб контроля). Они проверяют соответствие поступающих из-за границы изделий и выдают должным образом оформленные документы, например, сертификаты соответствия >.
Мировая практика свидетельствует о том, что сама процедура выдачи сертификата соответствия является техническим барьером для импорта товара, поскольку ограничено число испытательных лабораторий, сложна процедура контроля и выдачи документов, значительна стоимость исследования.
Несогласованность национальных и внутрифирменных стандартов, систем измерения, применяемых при производстве и оценке требований безопасности, целенаправленно используется рядом государств для создания нетарифных барьеров относительно импортной продукции. Так, например, в США по отношению к отдельным поставщикам импортных автомобилей применяется требование долевого участия национальных производителей в производстве импортируемого товара .
Как правило, промышленно развитые страны предъявляют более высокие требования к импортным товарам. Они обладают необходимой сетью испытательных лабораторий, способны оплатить стоимость исследований.
Развивающиеся же страны не располагают собственными средствами профессионального контроля, они в основном практикуют проверку качества импортируемых товаров в стране-экспортере. Такой порядок действует в ряде африканских и латиноамериканских стран.
Технические стандарты имеют несколько разновидностей.
1. Запреты или ограничения импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь, нефть с высоким содержанием серы).
В качестве нового ограничения в данной группе выступает требование, предъявляемое к импортерам многих товаров, которое предусматривает облегчение их последующей утилизации, в частности, путем вторичной переработки. В связи с этим получила развитие так называемая «экомаркировка» на упаковке товаров в виде определенных символов – «зеленый дельфин», «белый лебедь».
2. Протекционистские меры в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению окружающей среды.