Добровольное самоограничение экспорта реализуется посредством инструментов контроля через неофициальное соглашение об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста.
К настоящему времени заключено более ста соглашений о «добровольном» ограничении экспорта или об установлении минимальных импортных цен. Они затрагивают торговлю текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, торговлю молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д.
|
Установление минимальной импортной цены – фиксирование экспортером в контракте купли-продажи товара цены ниже ее минимального уровня, установленного страной импортера. |
Снижение экспортной цены товара дает возможность импортирующей стране вводит антидемпинговую пошлину, применение которой сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.
Согласно классификации Конференции ООН по торговле и развитию различают три группы добровольных самоограничений.
Первая группа – добровольные самоограничения, применяемые в результате соглашения между объединениями промышленников заинтересованных отраслей импортирующих и экспортирующих стран, при завуалированной поддержке правительств.
Вторая группа – ограничения путем установления прямых межправительственных переговоров, но осуществляемые также по соглашению между экспортерами и импортерами.
Третья группа – ограничения, устанавливаемые в соответствии с межправительственными соглашениями, предусматривающими контроль правительств в странах-экспортерах за исполнением условий соглашений, в частности, за соблюдением обязательств поставок и уровня цен.
Таким образом, в конечном итоге добровольное самоограничение устанавливается не правительствами, а отраслью промышленности в экспортирующей стране. Государства лишь санкционируют данные ограничения. Это представляет наибольшую опасность для принципа свободы торговли .
Наиболее часто к такому регулированию прибегают США и ЕС. Поводом к установлению самоограничения экспорта обычно является резкое увеличение и существенное повышение доли импорта в общем потребления товара в стране-импортере.
При медленном расширении экспорта, даже в условиях высокого спроса, и при более размеренном распределении поставок по странам-импортерам меньше возможностей вызвать применение такой меры.
В отношении российских товаров самоограничение экспорта применялось редко. Известно, например, что США добились в 1987 году согласия от бывшего СССР на ограничение вывоза хлопчатобумажного полотна. Возможность использования добровольного самоограничения экспорта российских (советских) товаров предусматривалась Соглашением о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС 1989 г., а в настоящее время – Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.
Заключены и действуют соглашения по торговле товарами из стали и текстилем.
Запреты в отношении кинофильмов реализуется, как правило, в форме установления максимальной доли показа иностранных кинофильмов.
Импортные сборы
Импортные сборы представлены, в частности, такими нетарифными ограничениями, как:
– уравнительные налоги и сборы;
– налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу;
– импортный депозит;
– кредитные ограничения для импортеров;
– статистические и административные сборы;
– дополнительные сборы;
– единый консолидированный импортный налог.
|
Импортные налоги и сборы – нетарифные ограничения, основной характеристикой которых является экономическое воздействие на импорт. |
В отличие от таможенных пошлин они воздействуют на импорт косвенным образом. Импортные налоги и сборы не являются предметом международного регулирования и находятся в компетенции национальных органов власти, иногда – местных.
Импортные налоги и сборы взимаются с ввозимого товара, пресекающего таможенную границу, и увеличивают его стоимость на дополнительную величину помимо таможенной пошлины.
Таким образом, им свойственна фискальная функция – пополнение бюджета государства с целью дальнейшего финансирования, в том числе и государственных органов, отвечающих за регулирование, контроль и наблюдение за внешнеторговой деятельностью.
Уравнительные налоги и сборы – эквивалентны косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта в форме налога на добавленную стоимость (НДС), налога на продажу, налога на потребление, акциза. Целью уравнительных налогов и сборов является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и отечественного производства.