Согласно правилам ГАТТ импортные налоги не должны превышать размера налогообложения аналогичных товаров внутреннего производства, не должны создавать дополнительного барьера, защищающего товары отечественного производства. Однако на практике это часто не соблюдается, в том числе потому, что импортные налоги и сборы начисляются на цену СИФ, включающую сумму уплаченных таможенных пошлин.
Многие страны активно используют налогообложение для стимулирования экспорта национальных товаров путем возврата налогов, уплаченных в отношении товаров, предназначенных к экспорту.
Налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через таможенную границу.Например, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) предусматривает, что взимаемые таможенной службой сборы за таможенное оформление должны ограничиваться приблизительной стоимостью оказанных услуг. Действующая в Российской Федерации на настоящий момент система сборов за таможенное оформление предусматривает их начисление на основе таможенной стоимости товаров.
Импортный депозит – денежный беспроцентный залог, вносимый импортером на специальный счет в банке, как условие на импортную операцию. Правила и практика его способствуют увеличению стоимости импорта или ограничению возможности получения для него необходимых валютных средств. Импортный депозит может требоваться и не напрямую при импорте, а, например, при обмене национальной валюты на иностранную.
Кредитные ограничения для импортеров заключаются в ограничении максимальной суммы кредита, срока выдачи, увеличении процентной ставки при предоставлении в кредит денежных средств, предписании их целевого использования (импорт товаров).
Статистические и административные сборы осуществляются с целью обеспечения статистического учета внешнеторговых грузов.
Дополнительные сборы – платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов и не имеют внутреннего аналога. Используются в целях финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей. К ним относятся налог на переводы иностранной валюты, гербовый сбор, сбор за импортную лицензию, портовые, почтовые сборы, налог на транспортные средства, сборы на развитие экспорта, на благотворительные цели.
Единый консолидированный импортный налог объединяет в себе все сборы. Например, применяется в
Уругвае и Сирии в размере от
5 до 40% таможенной стоимости импортируемого товара.
Понятие и классификация мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами
Согласно пункту 2 статьи 1 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таким образом, в определении таможенного дела четко определены два метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации: таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения, последние отнесены к нетарифному регулированию.
В статье 2 п. 17 и п. 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» даны определения указанным выше методам.
|
Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. |
|
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. |
На практике нетарифное регулирование внешней торговли товарами осуществляется посредством мер нетарифного регулировании.
|
Меры нетарифного регулирования – комплекс мероприятий, направленных на регулирование внешней торговли, определяющий порядок ввоза (вывоза) отдельных товаров, предусматривающий наличие лицензий, разрешений, сертификатов соответствующих государственных органов на основании законодательства Российской Федерации. |
Глава 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в качестве мер нетарифного регулирования определяет количественные ограничения, запреты и ограничения внешней торговли, которые можно отнести к мерам экономического и неэкономического характера.