Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - Развитая конкурентная среда

    Содержание материала

    Развитая конкурентная среда

    - это конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивается сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен с долгосрочной финансовой стабильностью наиболее эффективных предприятий.

    Несмотря на появление новых понятий - "конкурентная среда" и "развитая конкурентная среда", они на настоящий момент практически не используются. Нет четкого понимания и тех факторов, которые следует принимать во внимание при анализе конкурентной среды на том или ином товарном рынке. Основной категорией по-прежнему остается понятие "конкуренция".

    В экономической литературе выделяется несколько основных концепций конкуренции, где определяющими признаками являются:

    -  поведение продавцов и покупателей;

    -  структура рынка и наличие барьеров, препятствующих входу на рынок;

    -  использование достижений научно-технического прогресса;

    -  распределение ограниченных ресурсов;

    -  отношение к потребителю <1>.

    <1> См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Омега-Л, 2006. С. 17.

    Преимущественное положение занимают определения понятия конкуренции, в которых акцент делается на поведение субъектов рынка. Классическая экономическая школа исследовала конкуренцию в период становления рыночных отношений в капиталистическом обществе. А. Смит трактовал конкуренцию как "совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль над ценой на рынке"  <1>.   Он

    выделил пять основных условий функционирования конкуренции:

    ---------------------------------------------------------------

    <1> Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993.

    -  конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

    -  число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

    -   хозяйствующие субъекты должны обладать знанием о рыночных
    возможностях (т.е. прежде всего обладать информацией);

    - у конкурентов должна быть свобода действовать в соответствии с этим
    знанием (данная свобода связана в числе прочего с отсутствием барьеров входа
    на рынок);

    -   необходимо выждать время, чтобы направление и объемы потока
    ресурсов стали отвечать желанию владельцев.


    Please publish modules in offcanvas position.