Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - 2.2. Отраслевой аспект в регулировании конкурентных отношений

    Содержание материала

    2.2. Отраслевой аспект в регулировании конкурентных отношений

    Правовое регулирование конкурентных отношений должно включать не только общие для всех рынков нормы, но и предусматривать специфику регулирования отдельных сфер деятельности.

    Необходимость учета отраслевых особенностей отдельных рынков при формировании конкурентного законодательства очевидна, поскольку рынки различных товаров сильно различаются в числе прочего по количеству продавцов, посреднических структур, по дифференциации товаров и ряду иных факторов. Так, трудно представить, что возможна схожая ситуация в отношении структуры рынка таких отраслей, как, к примеру, газовая и кондитерская промышленность.

    В современной экономической теории можно выделить разные подходы к анализу рынков и поведения предприятий. Среди них прежде всего следует отметить теорию отраслевых рыночных структур, которая, развиваясь на базе микроэкономики, предлагает свое понимание экономических процессов.

    Теория отраслевых рыночных структур изложена Ф. Шерером и Д. Россом <1>.  Согласно данной теории основная роль в определении типа рынка и

    особенностей поведения предприятия принадлежит фундаментальным условиям отрасли. К таковым относятся базовые параметры спроса и предложения <2>.

    <1> См.: Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997. <2>   Подробнее   об   этом   см.:   Варламова   А.Н.   Правовое   содействие развитию конкуренции. С. 68 - 69.

    Б.И. Пугинский применительно к структурам различных товарных рынков пишет: "Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям... Товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей" <1>.

    <1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Зерцало, 2006. С. 87 -88.

    Одним из положительных качеств новой Программы развития конкуренции в Российской Федерации является именно указание на необходимость учета отраслевых особенностей при разработке правового регулирования конкурентных отношений.

    Однако, к сожалению, далеко не все меры, предлагаемые в Программе, способны реально изменить к лучшему ситуацию на отдельных рынках.

    К примеру, согласно Программе для развития конкурентных отношений на рынке электроэнергии необходимо в первую очередь решить следующие проблемы:

    1)      запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности;

    2)      создание условий для развития конкуренции на розничном рынке;

    3)  создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном
    рынке электроэнергии в оптимизации затрат на покупку электроэнергии с
    оптового рынка в целях снижения стоимости транслируемой нерегулируемой
    цены на электроэнергию розничным потребителям;

    4)     обеспечение для потребителей информационной открытости
    деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с
    учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных
    мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе
    исполнения инвестиционной программы.

    Вряд ли указанные мероприятия способны изменить ситуацию на рассматриваемом рынке. При всей не вызывающей сомнения важности, к примеру, такой меры, как обеспечение информационной открытости, та ситуация, которая сложилась на рынке электроэнергии в результате проведения реформы, данной мерой изменить очень сложно.

    Компании, созданные в результате реформирования, не имеют стимула конкурировать друг с другом <1>. Связано это с тем, что в законодательстве о реформировании электроэнергетики отсутствовали критерии, которые обеспечили бы создание новых конкурирующих генерирующих компаний.

    <1> Подробнее об этом см.: Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции. С. 544 - 558.

    Единственное ограничение, предусмотренное в законодательстве на момент создания генерирующих компаний, - не допустить включение в имущество любой из генерирующих компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка <1>.

    <1> Статья 9 ФЗ от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".

    Однако в связи с особенностями такого товара, как электроэнергия, не занимая 35% в пределах ценовой зоны, генерирующая компания в ряде случаев может занимать доминирующее положение. Возможно также возникновение исключительного положения хозяйствующего субъекта на рынке электроэнергии, позволяющего оказывать определяющее влияние на конкуренцию, в том числе посредством формирования равновесной цены на электрическую энергию. Границы рынка электроэнергии варьируются в зависимости от текущего баланса спроса и предложения, наличия системных ограничений. В соответствии с Правилами оптового рынка <1> равновесная цена электроэнергии формируется применительно к узлам расчетной модели

    энергосистемы, а не в целом применительно к ценовым зонам.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" // СЗ РФ. 04.09.2006. N 36. Ст. 3835.

    Помимо этого при продаже инвесторам акций генерирующих компаний имела место серьезная вертикальная и горизонтальная интеграция на рынке электроэнергии.

    Что касается такой меры, как запуск рынка перспективной генерирующей мощности, то эта мера никак не способна распутать весь узел нерешенных

    проблем в договорных отношениях на рынке электроэнергии <1>.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции. С. 558 -583.

    Согласно Программе развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве мер, способных изменить ситуацию на данном рынке, указано создание управляющих компаний, товариществ собственников жилья. Однако практика показывает, что привлечение управляющих компаний приводит, как правило, ни к улучшению качества обслуживания, а к росту цен для потребителей услуг на некачественные услуги данных структур.

    Еще одна мера, указанная в Программе, - формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, также вряд ли жизнеспособна просто в силу того, что сфера ЖКХ является часто убыточной и частный капитал не спешит в нее "вкладываться".

    В Программе развития конкуренции в ряде случаев указываются проблемы, которые не определяют специфику конкретной отрасли. Это общие проблемы правового регулирования конкурентных отношений. Так, применительно к агропромышленному комплексу указывается на барьеры, препятствующие входу на рынок (предоставление исключительных прав, льгот ограничений), запрет вывоза товаров администрациями ряда регионов. Подобные ограничения пагубно сказываются в целом на конкурентных отношениях и не являются специфичными исключительно для той или иной сферы хозяйствования.

    Для понимания специфики регулирования конкуренции в отдельных отраслях попытаемся классифицировать различные отрасли с целью выявления отраслевых особенностей. Без сомнения, предложенная ниже классификация является достаточно условной. Возможны и иные ее варианты для выявления отраслевых особенностей. Кроме того, отрасли, входящие в одну группу, могут входить и в другие группы. Это не имеет принципиального значения. Целью данного деления является попытка демонстрации того, что помимо общих для всех отраслей законодательного регулирования конкурентных отношений в ряде случаев требуется учет отраслевой специфики.

    Представляется возможным предложить следующую классификацию отраслей, имеющих специфику регулирования конкуренции:

    1)      сетевая деятельность;

    2)      публичные службы;

    3)      агропромышленный комплекс;

    4)   отрасли, в которых Россия имеет (может иметь) конкурентные
    преимущества на мировых рынках;

    5)      отрасли, связанные с использованием природных ресурсов;

    6)      отрасли обеспечивающие безопасность;

    7)     отрасли, испытывающие значительное влияние со стороны
    иностранного капитала, а также отрасли, работающие на иностранном сырье;

    8)    отрасли, имеющие иную специфику конкурентных отношений,
    свойственную только для данной отрасли.

    Рассмотрим специальные меры, которые должны применяться для развития конкуренции лишь в некоторых выделенных группах отраслей.

    Применительно к сетевой деятельности (а также "узким местам", к которым можно отнести аэродромы, причалы <1>) для обеспечения конкуренции на смежных рынках помимо общих вопросов конкурентного законодательства необходимо решать следующие:

    <1> Об "узких местах" подробнее см.: Варламова А.Н. Конкурентное право России. С. 47 - 48.

    1) обеспечение не дискриминационного доступа к услугам монополистов. Данная проблема остро стоит применительно ко многим сетевым сферам и является для этих сфер проблемой номер один, поскольку напрямую связана с конкуренцией. Монополист на рынке определенных услуг, в доступе к которым

    заинтересованы другие участники рынка, должен быть поставлен в такие условия, чтобы у него не возникало интереса в создании благоприятных условий исключительно для отдельных лиц. В противном случае потребители услуг монополиста будут поставлены в неравные условия, что окажет негативное влияние на их деятельность и на конкуренцию между ними;

    2)      обеспечение обоснованного и прозрачного тарифообразования;

    3)      обеспечение открытости информации о показателях состояния данного рынка.

    Что касается агропромышленного комплекса, то, несмотря на принятые нормативные акты, направленные на развитие агропромышленного комплекса, остается еще немало вопросов в сфере конкурентных отношений в агропромышленном комплексе, требующих законодательного регулирования.

    Одной из проблем является отсутствие у большинства фермерских
    хозяйств налаженного, устойчивого входа на оптовый рынок. Проблемой
    остается и ценовое регулирование при закупках для государственных нужд.
    Существующая методология формирования закупочной цены для поставки в
    государственные фонды не всегда учитывает реальные затраты
    сельхозпроизводителей. Единая цена на закупку продукции в региональные
    фонды не отражает всех затрат на производство, транспортировку,
    послеуборочную         доработку,          погрузочно-разгрузочные        работы

    товаропроизводителей.

    Применительно к агропромышленному комплексу помимо общих норм конкурентного законодательства необходимы нормы, регулирующие специальные проблемы:

    1)         улучшение структуры рынка (создание посреднических организаций и организаторов торговли);

    2)         упорядочение правил закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд;

    3)   разработка специальных мер государственной помощи (во многих
    зарубежных странах данная отрасль поддерживается государством, к примеру,
    в странах ЕС выделяются значительные дотации сельскому хозяйству (в
    частности, экспортные субсидии на все виды мяса и мясопродуктов));

    4)        согласование норм конкурентного законодательства с
    законодательством по земельным отношениям в отдельных секторах
    агропромышленного комплекса.


    Please publish modules in offcanvas position.