Контроль за качеством
широко используется за рубежом в связи с тем, что монополист может попытаться увеличить доход не за счет повышения цен, а за счет снижения качества. В ряде зарубежных стран регулирующим органам были предоставлены полномочия устанавливать и отслеживать стандарты услуг. Это могут быть или общие стандарты, например указание процента поездов, которые придут без опоздания, степень допустимой перегруженности пассажирских составов, или индивидуальные стандарты - перебои в подаче электроэнергии, период времени, когда не подается вода нужного качества.
Одной из важных специальных мер является создание правил недискриминационного доступа.
Вопрос недискриминационного доступа является одним из ключевых вопросов прежде всего применительно к сетевым видам деятельности. Это, в частности, касается услуг по транспортировке газа и нефти по трубопроводам,
передаче электроэнергии, услуг инфраструктурного характера в сфере железнодорожного транспорта. Поэтому очень часто, когда говорят о недискриминационном доступе, употребляют словосочетание "доступ к трубе" или "доступ к сети".
Отдельные "механизмы" распределения пропускной способности сети, которые используются в действующих порядках предоставления услуг, оказываемых монополистами (в том числе обслуживание в порядке очереди), являются нерыночными. В законодательстве должен быть закреплен переход к новым, рыночным механизмам распределения пропускной способности.
Кроме этого, в порядках предоставления услуг, оказываемых монополистами, должны быть закреплены:
1) четкие критерии, на основании
которых происходит доступ к услугам
монополистов (должно быть определено, что понимается под "технической
возможностью" или "невозможностью" оказания услуг);
2) открытость информации о
деятельности субъекта, оказывающего
услуги;
3) методы решения проблем совместимости сетей и расширения сетей;
4) обязательность использования монополистом публичного договора. Помимо законодательного регулирования конкуренции большую роль в ее
развитии играет конкурентная политика самих хозяйствующих субъектов. Договор и иные правовые средства, применяемые хозяйствующими субъектами при формировании и реализации конкурентной стратегии, будут подробно рассмотрены в следующей части настоящего пособия.