Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - Выставочно-ярмарочная деятельность

    Содержание материала

    Выставочно-ярмарочная деятельность

    является видом деятельности, который в настоящее время в целом не урегулирован законодательством. Отдельные аспекты данной деятельности регулируются международными договорами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ. И в международных договорах <1>, и в отдельных нормативно-правовых актах Российской Федерации о выставочной деятельности <2> регулируются организационные вопросы проведения выставок, в том числе время проведения

    выставок, их продолжительность, составление календаря выставок.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> В частности, Парижской конвенцией о международных выставках 1928 г.

    <2> К примеру, Постановление Правительства РФ от 4 апреля 1996 г. N 406 "О проведении общероссийской выставки-ярмарки "Россия-96"; распоряжение Правительства РФ от 19 января 2004 г. N 71-р, которым утвержден Перечень выставок и ярмарок, проводимых за рубежом в 2004 г., распоряжение Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 906-р.

    Так, совместным Приказом ряда ведомств утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности <1>. В Положении о комиссии указано, что она является органом,

    обеспечивающим согласованные действия при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в РФ (п. 1 Положения). В числе прочего комиссия формирует и согласовывает ежегодный перечень выставок и ярмарок, проводимых за рубежом (п. 4 Положения).

    <1> Приказ Минэкономразвития РФ от 30 марта 2005 г. N 65, Минобрнауки РФ от 30 марта 2005 г. N 101, Минпромэнерго РФ от 30 марта 2005 г. N 64.

    Исходя из п. 1.4 распоряжения правительства г. Москвы от 12 февраля 2004 г. N 182-РП Московская торгово-промышленная палата обеспечивает формирование и последовательное воплощение в практику механизма координации выставочно-ярмарочной деятельности. В п. 5.4 Концепции выставочной деятельности, принятой Постановлением правительства г. Москвы от 14 сентября 1999 г. N 870, предусмотрено, что регулирование выставочной деятельности предусматривает разработку и внедрение ежегодного календаря выставок с целью исключения дублирования тематических выставок.

    Согласно одобренной на заседании Правительства РФ 29 марта 2001 г. (Протокол N 12) Концепции выставочно-ярмарочной деятельности в РФ предусмотрена необходимость урегулирования порядка присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составления календаря выставок, имеющих такой статус, и выдачи разрешения на проведение таких выставок (подп. 3 п. 3.2 Концепции).

    В целом отсутствие комплексного регулирования выставочно-ярмарочной деятельности отрицательным образом сказывается на возможности использования данных организаторов торговли.

    На развитом товарном рынке должна быть значительна роль и оптовых продовольственных ярмарок. Правовое регулирование данных организаторов торговли также отсутствует. Имеются лишь отдельные ведомственные акты.

    Наряду с организаторами торговли значительную роль в становлении конкурентных отношений на товарных рынках должны играть посреднические организации.

    Как отмечал Б.И. Пугинский, понимание посредника как промежуточного звена в цепочке "производство - потребление" наиболее полно выражает экономическую сущность торгового посредничества <1>. Вместе с тем посредничество нельзя воспринимать только как техническое передаточное звено между производством и потреблением. Посредник - это прежде всего исполнитель задач, присущих сфере товарного обращения в силу требований разделения труда. Общим смыслом посреднической деятельности служит совершенствование процесса товарного обмена, предполагающее своевременное и качественное обеспечение потребителей товарами, создание предпосылок для их экономического и рационального использования, сокращение издержек производства и обращения.

    <1> См.: Пугинский Б.И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческое право: Научно-практический журнал. 2008. N

    2 (3).

    Товаропроизводители, привлекая посредника, получают следующие конкурентные преимущества:

    1)  посредник освобождает изготовителя от необходимости выполнения
    работ, связанных с реализацией товаров, к примеру, сортировкой и упаковкой,
    подборкой по ассортименту, организацией доставки товара и др.;

    2)    отпадает необходимость создания изготовителями собственных
    сбытовых подразделений;

    3)  посредники способны повышать конкурентоспособность товара за счет
    сокращения сроков доставки со складов в заказываемых покупателями
    количествах, осуществления послепродажного и гарантийного сервиса;

    4)     путем создания товарных запасов посредники обеспечивают
    согласование ритма производства и потребления, страхуя изготовителей и
    потребителей от различных колебаний;

    5) оплачивая стоимость оптовых партий товара, посредник уменьшает риск
    неполучения изготовителем платежей от множества мелких потребителей;
    доходы производителей становятся более регулярными и устойчивыми.

    В нынешнем ГК РФ закреплено всего три договорных института, которые относятся к торговому посредничеству, - это договоры комиссии, поручения и агентирования.

    По агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК).

    По договору комиссии комиссионер обязуется за вознаграждение по поручению комитента совершать одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК).

    По договору поручения поверенный обязуется совершать от имени и за счет доверителя определенные юридические действия (ст. 971 ГК).

    Данные договоры не полностью учитывают назначение и функции современного посредничества и в нынешнем их виде не способны содействовать его эффективному осуществлению.

    Необходимо выявление и закрепление в законодательстве и договорной практике мер по оптимизации торгово-посреднической деятельности, повышению ее эффективности. Вследствие неудовлетворительного регулирования торгового посредничества в данной сфере наблюдаются серьезные провалы. Они негативно сказываются на экономике страны и интересах всего общества.

    Основными недостатками в работе оптовых и розничных посреднических звеньев в настоящее время являются:

    -  уклонение от создания товаропроводящих сетей для продвижения
    това-ов и увеличения продаж;

    ограничение    конкуренции    и    завышение    цен    на    товары    при монополизации отдельных участков рынка;

    -     недобросовестное создание ситуаций, вынуждающих покупателей обращаться за товарами к данному посреднику, блокирование сделок без участия посредников;

    -     искусственное увеличение "договорных цепочек" с участием лишних посредников, неоправданное завышение размеров посреднических наценок.


    Please publish modules in offcanvas position.