Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - общие и специальные технические регламенты

    Содержание материала

    общие и специальные технические регламенты

    Вызывают сомнения поправки, внесенные в Закон о техническом регулировании, которые отменили деление технических регламентов на общие и специальные. Согласно ст. 8 данного Закона в первоначальной редакции требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

    Общие технические регламенты предполагалось принимать по вопросам:

    -  безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

    -  безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

    -  пожарной безопасности;

    -  биологической безопасности;

    -  электромагнитной совместимости;

    -  экологической безопасности;

    -  ядерной и радиационной безопасности.

    Специальные технические регламенты должны были устанавливать требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом о техническом регулировании для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

    Специальные технические регламенты могли устанавливать требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

    Такое регулирование представляется вполне обоснованным. С одной стороны, разрабатываются требования общего характера вне зависимости от конкретной продукции. С другой - специальные требования к определенной продукции. В целом контроль за качеством продукции можно рассматривать и как общую меру стимулирования конкурентных отношений, и как специальную меру, применяемую в отдельных отраслях к продукции отдельных видов.

    Уход от деления технических регламентов на общие и специальные создал неопределенность в регулировании круга тех вопросов, которые должны быть регламентированы в том или ином регламенте. В отдельных случаях происходит дублирование в урегулировании однотипных вопросов. Видимо, во избежание такого дублирования принят, к примеру, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности <1>, который по своей сути, без сомнения, является общим.

    <1> ФЗ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ.

    Принятие технических регламентов следует рассматривать лишь как один из элементов борьбы за качество. При этом, как было сказано выше, технический регламент - это лишь инструмент создания "безопасных товаров".

    Что касается стимулирования улучшения качества как меры конкурентной борьбы, то для этой цели важнейшая роль отводится стандартам и непосредственно договору. Как отмечает Б.И. Пугинский, "разработка стандартов и сертифицирование соответствия реализуемых товаров

    должны составлять необходимую часть конкурентной стратегии фирмы" <1>.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 198.

    Согласно Закону о техническом регулировании стандарт является документом, применяемым на добровольной основе. В соответствии со ст. 13 Закона к документам в области стандартизации относятся:

    - национальные стандарты;

    правила    стандартизации,     нормы    и    рекомендации    в     области стандартизации;

    -   общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

    -   стандарты организаций;

    -   своды правил.

    При этом одной из целей стандартизации, согласно Закону, является "повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг" (ст. 11). Именно стандарты организаций могут стать механизмом повышения конкурентоспособности продукции. Как пишет Г.Б. Леонова, "в отношении стандартов организаций, представляется, следовало бы предусмотреть более четкие формулировки, прежде всего с целью защиты интересов граждан, представляется целесообразным предусмотреть в законе обязанность субъекта, утвердившего стандарт организации, предоставлять соответствующую информацию... в уполномоченный орган... Указанный орган призван формировать фонд стандартов, что позволило бы... потенциальному покупателю... определить, какой производитель выпускает продукцию в соответствии с требованиями, удовлетворяющими его потребности. Такой подход... в значительной степени способствовал бы развитию конкуренции на товарном рынке (выделено мной. - А.В.)" <1>.

    <1> Леонова Г.Б. Указ. соч. С. 38 - 39.


    Please publish modules in offcanvas position.