Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - 1.2. Монополия: понятие, виды. Соотношение понятий

    Содержание материала

    1.2. Монополия: понятие, виды. Соотношение понятий "естественная монополия", "сетевая деятельность", "публичная служба"

    Монополия - ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект (группа лиц) является единственным производителем товара (услуги), не имеющего заменителей, или единственным производителем взаимозаменяемых товаров.

    Монопсония - ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект (группа лиц) является единственным покупателем товара (услуги).

    Рынок, на котором монополисту противостоит монопсонист, называется билатеральным.

    В Законе о защите конкуренции, как и в ранее действовавшем Законе о конкуренции 1991 г., определение монополии отсутствует.

    При монополии существует единственный продавец определенного товара. "Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по независящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи" <1>.

    <1> Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. С. 49.

    Так как обладание абсолютной рыночной властью и наличие на рынке одного-единственного продавца (покупателя) встречается крайне редко, то можно сделать вывод, что и чистая монополия (монопсония) также явление довольно редкое.


    Please publish modules in offcanvas position.