Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - Железнодорожный транспорт

    Содержание материала

    Железнодорожный транспорт.

    До настоящего времени на рынке железнодорожных перевозок ведутся споры, связанные с ограничением доступа.

    В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <1> доступ к инфраструктуре    предоставляется   перевозчикам   на   недискриминационной

    основе, предусматривающей равные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры перевозчиками.

    <1> СЗ РФ. 13.01.2003. N 2. Ст. 169.

    Деятельность в сфере железнодорожных перевозок осуществляется на конкурентной основе по единым нормам и правилам.

    Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре утверждаются Правительством РФ.

    Правительство РФ утвердило следующие документы, регулирующие доступ к инфраструктуре:

    Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Правила не дискриминационного доступа) <1>;

    <1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. N 710 (СЗ РФ. 01.12.2003. N 48. Ст. 4680).

    Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Правила оказания услуг) <1>.

    <1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703 (СЗ РФ. 24.11.2003. N 47. Ст. 4552).

    В соответствии с Правилами недискриминационного доступа обеспечение недискриминационного доступа осуществляется исходя из следующих принципов:

    -   обеспечения равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, в том числе применения единых критериев доступа к услугам по использованию инфраструктуры;

    -   обеспечения конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;

    -   проведения в отношении перевозчиков единой ценовой политики в сфере услуг по использованию инфраструктуры;

    -    доступности информации о перечне услуг по использованию
    инфраструктуры.

    При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса перевозчиков на услуги по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением пропускной способности инфраструктуры владелец инфраструктуры обязан обеспечить оказание услуг по использованию инфраструктуры в очередности, определенной Правилами недискриминационного доступа.

    При наличии нескольких запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры, относящихся к перевозкам одной очереди, одновременное удовлетворение которых ограничено пропускной способностью инфраструктуры, рассмотрение и согласование запросов осуществляются владельцем инфраструктуры по мере их поступления в порядке, установленном правилами оказания услуг.

    Согласно Правилам недискриминационного доступа в случае невозможности согласования или выполнения запроса по основаниям, предусмотренным Правилами оказания услуг, владелец инфраструктуры предоставляет соответствующие услуги следующему по очередности перевозчику, представившему запрос.

    Согласно п. 23 Правил оказания услуг владелец инфраструктуры может отказать перевозчику в оказании услуг по использованию инфраструктуры при наличии заключенного договора при отсутствии технических и технологических возможностей осуществления перевозки, в том числе при наличии на момент рассмотрения запроса согласованных запросов других перевозчиков об оказании услуг по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в запрашиваемый период времени. Возможно отказать также в других случаях, предусмотренных законодательством.

    Отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки, являющееся основанием для отказа от оказания услуг по использованию инфраструктуры, определяется исходя из критериев, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Таким образом, самое главное, а именно критерии, непосредственно в Правилах отсутствует.

    Собственно, это и весь порядок, определенный Правительством РФ.

    Конечно, отказ в заключении договора может быть обжалован в судебном порядке. Но совершенно ясно, что данный порядок (использование принципа "по мере поступления", а также отсутствие четких критериев технических и технологических возможностей) фактически не обезопасит независимых перевозчиков от дискриминации.

    Представляется важным то, что согласно Правилам оказания услуг "услуги по использованию инфраструктуры оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора".


    Please publish modules in offcanvas position.