Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - Рынок газа

    Содержание материала

    Рынок газа.

    Как было сказано выше, ОАО "Газпром" одновременно с деятельностью по добыче газа осуществляет иные виды деятельности: ему принадлежит газотранспортная система, система диспетчерского управления потоками газа, система подземных хранилищ газа. То есть естественно-монопольные виды бизнеса, к которым применительно к газовой отрасли относится транспортировка газа по трубопроводам <1>, осуществляет ОАО "Газпром"   -   основной   производитель   газа.   Это   создает   дополнительные

    сложности для независимых производителей газа в доступе к сети.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> Статья 4 ФЗ "О естественных монополиях".

    Несмотря на то что в рамках ОАО "Газпром" существуют дочерние компании, эксплуатирующие магистральные газопроводы, а также Центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ), осуществляющее функции по управлению потоками газа в системе, это не решает проблемы монополизма ОАО "Газпром". Дочерние компании подконтрольны ОАО "Газпром". Что касается ЦПДУ, то оно даже не является самостоятельным юридическим лицом и не отвечает самостоятельно перед иными участниками рынка газа. В соответствии с п. 19 Правил поставки газа в Российской Федерации ЦПДУ - это подразделение ОАО "Газпром" <1>.

    <1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162 // СЗ РФ. 09.02.1998. N 6. Ст. 770.

    Доступ независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром" регулируется ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <1> и Положением об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" (далее

    - Правила обеспечения доступа) <2>.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> СЗ РФ. 05.04.2000. N 14. Ст. 1667.

    <2> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 858 // СЗ РФ. 21.07.1997. N 29. Ст. 3525.

    В соответствии со ст. 27 ФЗ от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" "организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

    Как практически решается этот вопрос?

    Несмотря на то что в соответствии с Правилами обеспечения доступа "любая организация на территории Российской Федерации имеет право на не дискриминационный доступ к газотранспортной системе ОАО "Газпром" для транспортировки газа" <1>, практически организация доступа независимых производителей газа к транспортировке газа сопряжена со  значительными

    трудностями.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> Пункт 4 Положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром".

    Независимые организации для получения доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром" представляют в "Газпром" заявку. "Газпром" обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе на основании договоров, заключаемых этими организациями с ОАО "Газпром" или с его газотранспортными организациями при наличии свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа на предполагаемый поставщиками газа период поставки газа.

    В соответствии с п. 9 Правил об обеспечении, если заявленные независимыми организациями и планируемые ОАО "Газпром" на определенный период времени объемы транспортировки газа превышают свободные на этот период времени мощности газотранспортной системы, то независимые организации имеют право на использование технической возможности газотранспортной системы, но не более объема свободных мощностей на предлагаемый ими период поставок газа.

    При отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности газотранспортной системы приоритет отдается:

    -    в первую очередь - поставщикам для коммунальных и бытовых нужд населения;

    -    во вторую очередь - поставщикам газа, предусматривающим поставки газа в течение более длительного срока по сравнению с другими заявителями.

    Заявки остальных независимых организаций удовлетворяются с учетом требований антимонопольного законодательства либо пропорционально заявленным объемам транспортировки газа, либо на конкурсной основе. Вместе с тем фактически применяется принцип "первый пришел, первый получил", когда заявки организаций (за исключением имеющих приоритет в

    поставке) удовлетворяются по дате поступления заявки <1>.

    ---------------------------------------------------------------

    <1> См.: Пояснительная записка к проекту правил о недискриминационном доступе (http:// www.new.fas.gov.ru/ monopoly/ gas/ a_7006.shtml).

    И здесь всплывает еще один из принципиальных моментов, касающихся доступа к газотранспортной системе, - сложность в получении информации о деятельности структур Газпрома. Прежде всего, часто отсутствует информация о загрузке газотранспортных мощностей. Фактически ОАО "Газпром" распределяет данные мощности между участниками рынка и, естественно, в первую очередь удовлетворяет собственные интересы. Кроме того, у Газпрома отсутствует стимул в наращивании газотранспортной системы по тем направлениям, где добычей в основном занимаются независимые производители газа.


    Please publish modules in offcanvas position.