Рынок электроэнергии.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены:
- Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
- Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;
- Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Несмотря на то что в отличие от иных отраслевых документов, регулирующих вопросы недискриминационного доступа, данные Правила постоянно совершенствуются, проблемы по предоставлению доступа к вышеуказанным услугам остаются.
Надо сказать, что за рубежом "проблема доступа к сетям" решается уже много лет. В процессе ее решения использовались различные способы. И то, что для России является новинкой, к примеру, введение принципа "используй или теряй", уже давно пройденный этап для законодательства ряда зарубежных стран. Рассмотрим некоторые решения проблемы недискриминационного доступа, применяемые за рубежом.
1. Одним из возможных механизмов является приобретение (за соответствующее вознаграждение) физического права на передачу продавцом. Такое право дает ему возможность использовать определенную долю пропускной способности ограниченного сечения для выполнения условий
его сделки с покупателем. Эта идея лежит в основе "явных" аукционов пропускной способности (physical explicit auctions), в ходе которых наличная пропускная способность определенного ограниченного сечения распределяется между лицами, заинтересованными в ее использовании, на основе их заявок. Годовые, месячные и дневные физические права на передачу продаются сетевыми (системными) операторами и широко используются как в Европе, так и в Северной Америке.
2. Другим возможным механизмом
является присвоение финансовых
прав на передачу, дающих их владельцу право получения разницы между
ценами на товар в точке его поставки и в точке приема. Владелец такого
финансового права может продать, к примеру, электроэнергию там, где
расположен генератор, и купить ее для поставки покупателю там, где
расположен покупатель. Примерами могут служить
годовые/месячные/недельные FTR, которые
продаются на аукционе
итальянской сетевой компанией TERNA
или на аукционе PJM на Восточном
побережье США.
3. Вместо покупки финансовых прав на передачу иной
возможностью для
хеджирования рисков, вызванных разницей
цен, служит взаимодействие между
продавцом и покупателем напрямую, состоящее в обмене противоположными
профилями риска. Например, имеется продавец
в зоне А, который намеревается
заключить сделку с покупателем в зоне Б. Возможно, что одновременно
существует генератор в зоне Б, имеющий покупателя в зоне А. С тем чтобы
оградить себя от риска, связанного с разницей цен в зонах А и Б, участники
могут просто обменяться своими наборами покупателей или портфелями
генерации. Поскольку нет необходимости делать это в буквальном смысле
(продавать электростанции или переуступать контракты на поставку
электроэнергии), участники могут договориться о том, чтобы компенсировать
друг другу возникающие разницы цен. Для этих целей служат нейтральные
торговые площадки, на которых продаются финансовые контракты на разницу
(Contracts for Differences - CfD's).
В целом методы распределения пропускной способности, используемые в Европе, делятся на "простые" и "рыночные". К простым относятся:
1) ограничение доступа (access limitation) - осуществляется путем
"закрепления" за одним или несколькими лицами прав использования
пропускной способности сечения путем
подписания долгосрочных договоров;
2) реестр приоритетов (priority list) -
когда удовлетворяются заявки на
использование пропускной способности ограниченного сечения, отвечающие
какому-либо правилу установления приоритетов отбора, например те заявки,
которые поступили в адрес сетевого
(системного) оператора раньше других;
3) пропорциональное распределение (pro-rata) - используется для
ограничения фактических перетоков до уровня, отвечающего физической
пропускной способности ограниченного сечения пропорционально величине
заявок о желаемых уровнях использования
передающей мощности.
К рыночным относятся:
1) явный аукцион (explicit auction);
2) неявный аукцион (implicit auction);
3) модификация явного аукциона (применяется в основном в Португалии и Испании);
4) модификация смешанного
метода явного аукциона и
пропорционального распределения (применяется в основном в Словении и
Австрии);
5) модификация явного аукциона
(применяется в основном в Испании и
Франции).
Преимущество простых методов состоит исключительно в простоте их применения, так как при этом отсутствует необходимость учитывать экономические сигналы, как в случае использования рыночных методов. Однако простым методам присущи и серьезные недостатки. Например, ограничение доступа прямо противоречит политике либерализации рынка электроэнергии, а метод "реестра приоритетов" исключает возможность использования физической модели сети и скоординированного распределения пропускной способности несколькими сетевыми (системными) операторами.
Особое внимание решению вопроса межсистемных перетоков уделялось в США. Вначале данная проблема решалась по принципу first come - first served ("обслуживание в порядке очереди"). В европейской практике этот подход носит название реестра приоритетов (priority list). Такой подход неизбежно вызывал злоупотребления. Лица приобретали права на прокат на длительные сроки, блокируя, таким образом, определенные межсистемные связи, зачастую не для их использования в торговых целях, а для препятствия торговым сделкам конкурентов. Эта деятельность приобрела массовый характер и вызвала введение Федеральной энергетической комиссией (FERC), которая в США регулирует торговлю электроэнергией при перетоках ее из одного штата в другой, принципа UIOLI (use it or loose it), т.е. "используй или потеряешь".
В июле 2002 г. FERC издала ряд документов <1>, в которых предлагалась новая стандартная модель для рынков электроэнергии в США и связанный с этим пересмотр правил доступа к сетям.
<1> См. подробнее: Международный опыт реформирования электроэнергетики: Соединенные Штаты Америки // www.rao-ees.ru.
И еще два небольших вопроса законодательного регулирования недискриминационного доступа, на которых следует остановиться. Это вопросы о "совместимости" сетей, а также вопрос о "расширении" сетей (строительство новых сетей).
Что касается вопроса "совместимости", то данный вопрос решается путем определения в законодательстве правил присоединения новых сетей, процедуры осуществления присоединения, а также решения вопроса платы за присоединение. Данный вопрос, к примеру, в электроэнергетике решается в Правилах технологического присоединения.
Что касается вопроса "расширения" сетей, то в законодательстве должны быть урегулированы, в частности, вопросы о субъектах, которые могут заниматься строительством новых сетей, а также о правах данных субъектов на сети. Такие проблемы в настоящее время возникают прежде всего применительно к строительству газо- и нефтепроводов. Частично данные вопросы решаются в ФЗ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Ряд вопросов должен быть решен в законе "О магистральном трубопроводном транспорте", проект которого уже много лет дорабатывается <1>.
<1> См.: Перчик А.И. Трубопроводное право. М., 2002. С. 350 - 351.
Следует отметить, что в США первый Закон о регулировании магистральных трубопроводов был принят в 1906 г. Во Франции первый законодательный акт о трубопроводах был принят в 1949 г., в 1959 г. - Закон о магистральном трубопроводном транспорте, который регламентировал порядок сооружения и эксплуатации трубопроводов. В Англии первый закон о трубопроводах относится к 1962 г. В Бельгии в 1965 г. был принят Закон о газопроводах, а в 1967 г. его распространили на нефтепроводы.
В первом чтении проект Закона "О магистральном трубопроводном транспорте" был принят еще в 1999 г. Его принятие необходимо для расширения сети, без чего во многих случаях проблема недискриминационного доступа не может быть решена.