Сферы, в которых применяется государственное регулирование цен.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ, "исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами".
Таким образом, прежде всего необходимо помнить, что цены, устанавливаемые или регулируемые государственными органами (далее -регулируемые цены, тарифы), могут применяться только в предусмотренных законом случаях. К сожалению, до настоящего времени федеральный закон о ценах и ценообразовании не принят. Отсутствие закона не помешало попыткам регулировать вопросы ценообразования на уровне подзаконных актов.
На начальном этапе перехода к рыночным отношениям ценовая политика Российской Федерации существенно изменилась с появлением Указа Президента РФ от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" <1>. Согласно этому акту государственное регулирование цен сохранялось на ограниченный круг товаров. Во исполнение данного Указа Правительство РСФСР утвердило Постановление от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" <2>. В дальнейшем менялись и перечни товаров (услуг), в
отношении которых применяется государственное регулирование цен, и способы регулирования <3>.
<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1878.
<2> СП РФ. 1992. N 1 - 2. Ст. 8.
<3> См. об этом подробнее: Бекузарова Л.Ю. Указ. соч. С. 31 - 34.
Согласно Указу Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" Правительству РФ поручалось утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ <1>.
<1> СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 859.
Во исполнение Указа Президента РФ было принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым были утверждены следующие перечни:
- Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
- Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Перечень
услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых
организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предоставляется право вводить государственное
регулирование тарифов и надбавок <1>.
<1> СЗ РФ. 13.03.1995. N 11. Ст. 997.
Вопрос о необходимости принятия закона о ценообразовании неоднократно поднимался учеными и специалистами различных областей <1>. Имеется несколько проектов такого закона, однако данная проблема в целом не
решена.
---------------------------------------------------------------
<1> Винниченко СИ. Цена как условие гражданско-правового договора: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 63; Винницкий Д.В. Ценообразование в жилищно-коммунальной сфере // Законность. 2003. N 2. С. 52; Бекузарова Л.Ю. Указ. соч. С. 6.
В настоящее время действует ряд законов, регулирующих ценообразование в отдельных отраслях, в частности ФЗ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <1>;
<1> СЗ РФ. 17.04.1995. N 16. Ст. 1316.
ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <1>.
<1> СЗ РФ. 13.01.2005. N 1 (ч. 1). С. 36.
В ряде отраслей специфика ценообразования регулируется на уровне подзаконных актов. Отсутствие единого закона о ценах приводит к противоречиям в отраслевом регулировании, а также отсутствию единых ориентиров в ценовой политике.