Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Децелерация

    Содержание материала

    Децелерация

    — это замедленный темп роста детей. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По нашим исследованиям, проведенным в ряде школ Советского и Железнодорожного районов Ростова-на-Дону, готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину (табл. 1). Низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 24—25%.

    Табл и ца 1

    Контингент первоклассников, нуждающихся в логопедической помощи, в % (исследования логопеда СШ № 95 Н. Е. Земской)

    Сроки диагностики

    Нарушение звукопроизношения

    Снижение фонематического слуха

    Бедность словаря

    Сентябрь 1995

    28

    7

    28

    Сентябрь 1999

    37

    26

    66


    Социально-психологические исследования российских ученых показали, что еще 5 лет назад 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психологического и педагогического характера (табл. 2).

    Таким образом, статистика неумолимо фиксирует рост речевых патологий в обслуживаемом школой социуме. Сравнительная характеристика учащихся с речевыми нарушениями показывает (табл. 3), что картина патологий меняется и качественно.

    Таблица 2

    Индекс патологии речи у школьников по учебным годам, в % (исследования Т. А. Емелиной)

    Уровень речевого развития детей

    В среднем по России, 1994/1995

    В Ростовской СШ-83

    1994/1995

    1999/2000

    Средний

    21

    ч

    11

    Низкий

    68

    68

    70

    Очень низкий

    11

    9

    19



    Таблица 3

    Динамика речевых патологий учащихся СШ-83 за последние 5 лет, % (исследования Т. А. Емелиной)

    Характер патологий

    Показатель по учебным годам

    1994/1995/1999/2000

    ФН (несложные фонемат и чсские нарушения)

    25

    38

    СФН (сложные речевые нарушения, обусловленные патоло) ней речевых центров)

    8


    НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи)

    68

    70

    ОНР (общее недоразвитие речи)

    10

    20

    Примечание: ФН и СФН обусловлены, как правило, биологическими факторами, а НВ ОНРи ОНР — социально-экологическими.


    Результаты наблюдений Т. А. Емелиной удивительно близки к исследованиям Н. Б. Земской, и такое совпадение свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда — необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса не смогут ни на I, ни на II ступени обучения обойтись без помощи психолога и логопеда, и их работа должна четко согласовываться.

    Причины, обусловившие                                     последних поколений,

    множественны:

    —  массовая алкоголизация и наркотизация населения;

    —  злоупотребление использованием фармацевтическихпрепара- тов;

    —   некачественное питание беременных;

    —   последствия чернобыльской катастрофы;

    —   телегония (решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины — часто по генофонду не лучшего);

    —   «афганский» и «чеченский» синдромы;

    —   отягощенная наследственная патология беременности и родов;

    —  анемия и неврозы у родителей.

    Это биологические факторы, объясняющие драму общества. Но есть еще факторы и социально-экологические:

    —   массовое сокращение сети дошкольных учреждений и здравниц;

    —   грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения (5-дневная учебная неделя, 2-я и даже 3-я смена, большая наполняемость классов, игнорирование возрастной психологии и уровня подготовленности детей к обучению в школе);

    —   отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования;

    —   занятость родителей (отчасти — их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей);

    —   отсутствие внешкольных и внеклассных бесплатных кружков, клубов для развития детей по интересам;

    —   перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;

    —   падение уровня жизни в целом по стране.

    В итоге, как показывает проведенный нами психолого-педагогический мониторинг, индекс интеллекта выпускников 9 и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5—3,0%. Примерно настолько же ежегодно возрастает число «исключительных» детей, поступающих в первый класс. И это в городе, который по интеллектуальному потенциалу в рамках России уступает лишь Москве и Петербургу! Ситуация осложняется появлением детей беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим «некогда» заниматься воспитанием своих детей.

    Отсюда вытекают две очередных проблемы:

    —   образование детей из семей беженцев и мигрантов;

    —   формирование личности, способной противостоять давлению среды (никотину, алкоголю, наркотикам).

    Ведь если наша страна радикально не изменит свое отношение к слабым наркотикам, через 30—50 лет учить будет некого. И все же авторы учебника смотрят на будущее России с оптимизмом. Основанием для него служат сотни фактов, когда западноевропейские и американские семьи усыновляли и удочеряли исключительных детей, от которых в России отказались не только родители, но и официальная медицина. На новой родине эти дети благодаря медицинской и педагогической коррекции становились, вырастая, не только полноправными, но и полноценными гражданами своей страны. История нашей отечественной культуры дает тоже немало примеров полной социальной адаптации и расцвета творческого потенциала лиц, которые были инвалидами детства или относились к категории дезадаптированных.

    Структура и содержание учебника «Коррекционная педагогика» обусловлены образовательным стандартом и логикой перехода от младшего возраста к юности. В соответствии с этим даются и рекомендации психологам и педагогам, работающим с различными возрастными группами. Учитывая особенности нашего времени (массовую алкоголизацию и наркотизацию населения России), мы сочли целесообразным довольно подробно осветить проблему противостояния подростков и юношества давлению среды.

    На страницах учебника нашли отражение и нетрадиционные методы педагогической коррекции — воспитательные технологии, построенные на основе зодиакальной локации. Такая работа ведется в ряде школ страны, уже освещалась на страницах педагогической печати и не должна раздражать представителей ортодоксальной науки (любые инновации у них всегда вызывают неприятие). Мы исходили из того, что если методика дает бесспорный позитивный результат, почему она должна быть в тени?

    Достоинством учебника, на наш взгляд, являются отражение уникального опыта работы с «трудными» подростками, накопленного культурным центром г. Шахты — типичного «рабочего» города страны, и впервые публикующийся в учебной литературе раздел «Педагогическая коррекция в пенитенциарной школе». Их практический опыт достаточно велик и интересен, чтобы оказаться в стороне от нашего внимания.

    Ряд приложений, содержащих практические советы педагогу, и тезаурус помогут как студенту-практиканту, так и начинающему учителю реализовать свои педагогические замыслы и искания.

    Так как далеко не в каждой российской школе в штатном расписании имеются психолог и логопед, а «трудные» дети встречаются повсеместно, мы сочли целесообразным дать в учебнике ряд конкретных дидактических заданий и тестов, чтобы любознательный и инициативный учитель мог вести коррекционную работу самостоятельно.

    Образованием олигофренов, слепых и неслышащих детей занимаются специальные отрасли педагогической науки — олигофренопедагогика, тифлопедагогика и сурдопедагогика, поэтому их проблемы в нашем учебнике не рассматриваются. Остальные вопросы педагогической коррекции раскрыты нами с той полнотой, которые допускает объем книги.

    Учебник создан четырьмя авторами, не один год посвятившим работе с исключительными учащимися. Но все представленные здесь материалы воспринимаются в едином ключе, потому что написаны в русле гуманистической парадигмы образования, для которой человек — главная ценность педагогической культуры.


    Please publish modules in offcanvas position.