Децелерация
— это замедленный темп роста детей. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По нашим исследованиям, проведенным в ряде школ Советского и Железнодорожного районов Ростова-на-Дону, готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину (табл. 1). Низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 24—25%.
Табл и ца 1
Контингент первоклассников, нуждающихся в логопедической помощи, в % (исследования логопеда СШ № 95 Н. Е. Земской)
Сроки диагностики |
Нарушение звукопроизношения |
Снижение фонематического слуха |
Бедность словаря |
Сентябрь 1995 |
28 |
7 |
28 |
Сентябрь 1999 |
37 |
26 |
66 |
Социально-психологические исследования российских ученых показали, что еще 5 лет назад 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психологического и педагогического характера (табл. 2).
Таким образом, статистика неумолимо фиксирует рост речевых патологий в обслуживаемом школой социуме. Сравнительная характеристика учащихся с речевыми нарушениями показывает (табл. 3), что картина патологий меняется и качественно.
Таблица 2
Индекс патологии речи у школьников по учебным годам, в % (исследования Т. А. Емелиной)
Уровень речевого развития детей |
В среднем по России, 1994/1995 |
В Ростовской СШ-83 |
|
1994/1995 |
1999/2000 |
||
Средний |
21 |
ч |
11 |
Низкий |
68 |
68 |
70 |
Очень низкий |
11 |
9 |
19 |
Таблица 3
Динамика речевых патологий учащихся СШ-83 за последние 5 лет, % (исследования Т. А. Емелиной)
Характер патологий |
Показатель по учебным годам |
|
1994/1995/1999/2000 |
||
ФН (несложные фонемат и чсские нарушения) |
25 |
38 |
СФН (сложные речевые нарушения, обусловленные патоло) ней речевых центров) |
8 |
|
НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) |
68 |
70 |
ОНР (общее недоразвитие речи) |
10 |
20 |
Примечание: ФН и СФН обусловлены, как правило, биологическими факторами, а НВ ОНРи ОНР — социально-экологическими.
Результаты наблюдений Т. А. Емелиной удивительно близки к исследованиям Н. Б. Земской, и такое совпадение свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда — необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса не смогут ни на I, ни на II ступени обучения обойтись без помощи психолога и логопеда, и их работа должна четко согласовываться.
Причины, обусловившие последних поколений,
множественны:
— массовая алкоголизация и наркотизация населения;
— злоупотребление использованием фармацевтическихпрепара- тов;
— некачественное питание беременных;
— последствия чернобыльской катастрофы;
— телегония (решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины — часто по генофонду не лучшего);
— «афганский» и «чеченский» синдромы;
— отягощенная наследственная патология беременности и родов;
— анемия и неврозы у родителей.
Это биологические факторы, объясняющие драму общества. Но есть еще факторы и социально-экологические:
— массовое сокращение сети дошкольных учреждений и здравниц;
— грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения (5-дневная учебная неделя, 2-я и даже 3-я смена, большая наполняемость классов, игнорирование возрастной психологии и уровня подготовленности детей к обучению в школе);
— отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования;
— занятость родителей (отчасти — их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей);
— отсутствие внешкольных и внеклассных бесплатных кружков, клубов для развития детей по интересам;
— перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;
— падение уровня жизни в целом по стране.
В итоге, как показывает проведенный нами психолого-педагогический мониторинг, индекс интеллекта выпускников 9 и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5—3,0%. Примерно настолько же ежегодно возрастает число «исключительных» детей, поступающих в первый класс. И это в городе, который по интеллектуальному потенциалу в рамках России уступает лишь Москве и Петербургу! Ситуация осложняется появлением детей беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим «некогда» заниматься воспитанием своих детей.
Отсюда вытекают две очередных проблемы:
— образование детей из семей беженцев и мигрантов;
— формирование личности, способной противостоять давлению среды (никотину, алкоголю, наркотикам).
Ведь если наша страна радикально не изменит свое отношение к слабым наркотикам, через 30—50 лет учить будет некого. И все же авторы учебника смотрят на будущее России с оптимизмом. Основанием для него служат сотни фактов, когда западноевропейские и американские семьи усыновляли и удочеряли исключительных детей, от которых в России отказались не только родители, но и официальная медицина. На новой родине эти дети благодаря медицинской и педагогической коррекции становились, вырастая, не только полноправными, но и полноценными гражданами своей страны. История нашей отечественной культуры дает тоже немало примеров полной социальной адаптации и расцвета творческого потенциала лиц, которые были инвалидами детства или относились к категории дезадаптированных.
Структура и содержание учебника «Коррекционная педагогика» обусловлены образовательным стандартом и логикой перехода от младшего возраста к юности. В соответствии с этим даются и рекомендации психологам и педагогам, работающим с различными возрастными группами. Учитывая особенности нашего времени (массовую алкоголизацию и наркотизацию населения России), мы сочли целесообразным довольно подробно осветить проблему противостояния подростков и юношества давлению среды.
На страницах учебника нашли отражение и нетрадиционные методы педагогической коррекции — воспитательные технологии, построенные на основе зодиакальной локации. Такая работа ведется в ряде школ страны, уже освещалась на страницах педагогической печати и не должна раздражать представителей ортодоксальной науки (любые инновации у них всегда вызывают неприятие). Мы исходили из того, что если методика дает бесспорный позитивный результат, почему она должна быть в тени?
Достоинством учебника, на наш взгляд, являются отражение уникального опыта работы с «трудными» подростками, накопленного культурным центром г. Шахты — типичного «рабочего» города страны, и впервые публикующийся в учебной литературе раздел «Педагогическая коррекция в пенитенциарной школе». Их практический опыт достаточно велик и интересен, чтобы оказаться в стороне от нашего внимания.
Ряд приложений, содержащих практические советы педагогу, и тезаурус помогут как студенту-практиканту, так и начинающему учителю реализовать свои педагогические замыслы и искания.
Так как далеко не в каждой российской школе в штатном расписании имеются психолог и логопед, а «трудные» дети встречаются повсеместно, мы сочли целесообразным дать в учебнике ряд конкретных дидактических заданий и тестов, чтобы любознательный и инициативный учитель мог вести коррекционную работу самостоятельно.
Образованием олигофренов, слепых и неслышащих детей занимаются специальные отрасли педагогической науки — олигофренопедагогика, тифлопедагогика и сурдопедагогика, поэтому их проблемы в нашем учебнике не рассматриваются. Остальные вопросы педагогической коррекции раскрыты нами с той полнотой, которые допускает объем книги.
Учебник создан четырьмя авторами, не один год посвятившим работе с исключительными учащимися. Но все представленные здесь материалы воспринимаются в едином ключе, потому что написаны в русле гуманистической парадигмы образования, для которой человек — главная ценность педагогической культуры.