8.5. Профилактика наркомании
Сразу следует оговориться: никакие административные меры наказания и никакие формальные запреты и запугивания проблему не решат. Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании, способствующей самоутверждению подростка как здоровой интеллектуальной личности, помогающей ему обрести смысл жизни.
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. Вот что думают о наркомании старшеклассники СШ № 22 г. Орла:
— это прогулка над пропастью с завязанными глазами (Илья У.);
— это прыжок в пропасть (Алан Н.);
— это дорога к смерти (Дарья Н.);
— это прыжок в бездну (Сергей П.);
— это бег по лезвию (Сергей П.);
— это дорога на «дно» (Наталья X.);
— это ад внутри (Татьяна Ж.);
— это жизнь с завязанными глазами (Татьяна Ж.);
— это жизнь без будущего (Маргарита А.);
— это дорога в ад (Маргарита А.);
— это уход от реальной жизни (Наталья К.).
Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время (на уроках химии, биологии, обществознания), так и на классных часах. Если педагог решил поговорить о наркомании на классном часе, следует выбрать точный и конкретный материал из местной газеты или передач местного радио и телевидения. Обычно среди подростков бытует мнение, что состояние здоровья — ихличное дело. Сошлитесь на мнение первого советского наркома здравоохранения Н. А. Семашко: «Здоровье каждого — здоровье всех», аргументируйте эту точку зрения, используя материалы экологических общественных движений, международных конференций врачей.
Можно, конечно, использовать и другие формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работников УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из ростовских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсическими веществами знакомы 15% учащихся. Отношение к наркотиками у пробовавших их, и у не пробовавших — на 100% негативное; 57% учащихся знают произведения «массовой культуры», воспевающие наркотики (отсюда должны сделать соответствующий вывод министерство культуры и министерство средств массовой информации):
— «Мы колем вены каждый нас...»;
— «Игла меня пронзила в сердце...»;
— «Шлеп, шлеп под кожу, Прыг, прыг на небо...».
В старших классах средней школы и ПТУ при соответствующей предварительной подготовке большой след в душе подростков может оставить конференция «Человеку быть человеком» по роману Чингиза Айтматова «Плаха». Ее можно подготовить, опираясь н^^^одющис вопросы:
1. Какое место занимает «Плаха» в творчестве Ч. Айтматова?
2. В чем вы видите его идейную связь с предыдущими произведениями писателе?
3. Известно первоначальное название романа «Круговращение». Чем вызван выбор другого названия — «Плаха»? И какое из них больше соответствует духу романа? Какой смысл вкладывает автор в понятие «плаха»?
4. «Плаха» — одно из первых произведений, освещающих проблему наркомании. Какие, на ваш взгляд, причины толкают людей на этот губительный путь? Что можно противопоставить духовному вакууму, который приводит к наркомании?
5. Можно ли назвать Авдия Каллистратова современным князем Мышкиным? Что общего в судьбах героев Ф. Достоевского и Ч. Айтматова?
6. Авдий говори! себе: «Я видел свое призвание в поучении к доб- py» ив то же время произносит: «Самое нужное, выходит, никому не нужно». Какое место занимает «добро» в нравственном мире современного человека?
7. Авдий мучается вопросом: есть ли смысл в пути, избранном Иисусом Христом? А естьл и смысл в его пути, в тех муках, которые принимает сам Авдий от и от моюмкум- ской «хунты»?
8. Могли Авдий победить в своей борьбе?
9. Достижим ли в реальной жизни идеал Авдия — «ум, окрыленный свободой мышления, возвышенная личность, изжившая в себе анархизм зла...»?
Как вы понимаете слова Ч. Айтматова, что путь к Истине — повседневный путь к совершенствованию? Согласны ли вы, что он должен лежать через раскаяние, самоосуждение, осознание вины?
11. Зачем Айтматов обратился к христианству?
12. Ч. Айтматов на страницах романа воспроизводит рассказ «Шестеро и седьмой». Почему грузинская баллада имеет такой конец, почему убил себя Сандро?
13. Бостона мучает вопрос, почему люди не хотят добросовестно работать, а прежде всего ищут свою выгоду? Почему все меньшей истинных хозяев на Земле? Как бы вы ответили на эти вопросы?
14. Почему именно Бостон расплачивается за чужие грехи страшной ценой — потерей сына, крахом собственной жизни?
15. Айтматов ставит вопрос — как бороться со злом? Оба героя — Авдий и Бостон — пошли каждый своим путем, и оба потерпели поражение. Какже бороться с такими социальными типами, как Гришан, Оберкандалов, Базарбай, Кочкорбаев?
16. Семья волков проходит через весь роман. Почему волки — извечный антипод человека и человечности — стали одними из главных героев «Плахи»?
17. Многие современные писатели, как и Ч. Айтматов, обеспокоены проявлениями бездуховности в нашем обществе. Возможно ли возрождение прежних идеалов?
18. В чем цель и счастье в жизни современного человека?
19. Многие критики, отмечая ряд художественных недостатков ро - мана «Плаха», оценивали его прежде всего как «роман-поступок», обращенный к совести каждого человека. Согласны ли вы с такой оценкой романа? Не устарело ли художественное произведение, созданное в советском обществе почти два десятилетия назад?
20. Необходима ли нам сегодня такая литература?
Примечание для педагогов-скеп тиков: если старшеклассники при современной подаче пьесы М. Горького «На дне» с воодушевлением обсуждают поднятые в ней жизненные проблемы, то роман «Плаха» вызовет еще больший интерес.
Наконец, если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам:
— зрачки расширены;
— движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны;
— поведение резко меняется (от активности до сонливости);
— на лице у подростка — выражение блаженства, дополняемое неестественной улыбкой;
— нарушена концентрация внимания;
— речь невнятная.
В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное — яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.
Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам:
— желание вести нормальную, полноценную жизнь;
— боязнь привыкания и смерти;
— стремление нормально жить и радоваться жизни;
— боязнь принести страдания родным и близким;
— множество печальных примеров;
— осознание вреда для здоровья и трудности излечения;
— наличие других радостей в жизни и других источников наслаждения;
— анализ непоправимых последствий.
Этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношество от опасных увлечений.
8.6. Профилактика алкоголизма
На сегодняшний день в России свыше 2 млн алкоголиков. Изучение распространения алкоголизма весьма затруднено, так как, во-первых, алкоголизм обычно скрывается, и во-вторых, сами пьющие нередко некритичны к употреблению алкоголя. Это то, что медики называют анозогнозией — незнанием своей болезни.
«Алкоголь» — по-арабски значит «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Водка была получена перегонкой вина.
Вообще же об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовлять алкогольные напитки из меда, плодов и винограда. Возможно, виноделие возникло до начала культурного земледелия. Например, Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления спиртных напитков.
В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии ариев:
Мы выпили сомы, мы стали бессмертными, Мы достигли света, мы нашли богов...
(Гимны «Ригведа», X век до н. э.)
Но особо широкое в древности нашло виноград
ное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н. э. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции являлся Дионис, сын Зевса. Другое его имя — Вакх, в латинской форме — Бахус. В честь Диониса проводились специальные праздники — дионисии, или вакханалии. На них устраивались театрализованные процессии, игры, состязания поэтов, хоров с приглашением гостей из других стран. Постепенно эти празднества приобрели печально известный характер оголтелых пьянок. Недаром слово «вакханалия» воспринимается сейчас как синоним пьяного разгула. Уже тогда люди заметили, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так как оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел.
Основоположник ислама Мухаммед (570—632) ввел запрет на употребление вина, что нашло отражение и в Коране (VII в.) С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона жестоко карались.
И все же в мусульманских странах, например, в Средней Азии, культ вина процветал, а вино воспевалось в стихах.
В средневековье в Западной Европе крепкие спиртные напитки научились получать путем возгонки вина и других сахаристых бродящих жидкостей. Согласно легенде, эту операцию впервые совершил итальянский монах-алхимик Валентиус. Он заявил, что открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного — бодрым, тоскующего — веселым.
С тех пор алкогольные крепкие напитки стали быстро распространяться по свету, прочно вошли в быт, и ни один поэт, писатель или художник в своем творчестве не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.
Описание пьянства проникало даже в популярную среди подростков литературу. Например, в песне пиратов из «Острова сокровищ» Роберта Стивенсона как припев повторяется:
«... И бутылка рома...»