Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Борьба с алкоголизмом

    Содержание материала

    Борьба с алкоголизмом

    Постановление СНК РСФСР от 11 сентября 1926 года «О ближайших мероприятиях по борьбе с алкоголизмом» обязывало                                                                                                                                             в школах всех ступеней и типов вводить преподавание основных сведений о вреде алкоголя.

    Постановление коллегии Наркомпроса РСФСР от 23 апреля года предусматривало систему антиалкогольного воспитания не только в школах, но и в педагогических и медицинских вузах, во всех техникумах и на специальных курсах.

    Антиалкогольные правительственные постановления принимались в 1927, 1929, 1958, 1972, 1977, 1978, 1985 годах.

    Эффективность всех этих мероприятий близка к нулю: сейчас в нашей стране официально зарегистрировано более 2 млн алкоголиков, причем их число ежегодно возрастает на 30%. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) считает, что если на каждого списочного жителя страны потребление спиртного (в пересчете на чистый спирт) достигает 8 л/год, такое государство достигает критической фазы в плане духовного выживания. К 2001 году в России этот показатель достиг 14 л/год. Отсюда — важность профилактики алкоголизма и санитарного просвещения.

    Алкоголь поражает прежде всего центральную нервную систему. Другие органы и системы тоже поражаются спиртными напитками: 80% всех циррозов печени имеет алкогольную этиологию.

    Очень быстро развивается миокардиопатия. Это заболевание сердца становится нередко причиной внезапной смерти у алкоголиков. Панкреатит наблюдается у 60% алкоголиков; гастрит, язва желудка — у 20%; туберкулез — у 15—20%.

    Весьма серьезной проблемой является суицид: примерно треть самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения. В наши дни различные причины смерти от заболеваний, связанных с алкоголем, стоят на третьем месте после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей.

    Еще в конце XIX века французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибли в раннем детстве, а из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы, 12% росли идиотами, и только 10% были здоровыми. Близки к этой картине и данные В.Я. Канелю (табл. 14).

    Таблица 14 Судьба детей в семьях пьющих и непьющих родителей, % (исследования В.Я. Канелю, 1914 год)


    В семьях

    В семьях

    детей

    пьющих

    непьющих


    родителей

    родителей

    Умерли в первые месяцы жизни

    43,9

    8.2

    Оказались недоразвитыми и больными

    38.6

    9.8

    Здоровы физически и духовно

    17.5

    82,0


    Подросткам полезно знать, что «кастрация» у алкоголиков наступает: у женщин — через 7 лет, у мужчин — через 1 1 лет.

    Это данные современной науки.

    Организм здорового мужчины может в течение суток псрерабо- тать полностью с образованием только углекислого и воды, всяких побочных продуктов, лишь 20 г спирта (50 г водки, стакан сухого вина или 600—700 мл пива). При регулярном же употреблении даже такого количества спиртного может развиться хронический алкоголизм.

    Еще в 1910 году русский врач П. Прохоров, выступая на Всероссийском съезде по борьбе с пьянством, обнародовал данные по зависимости числа самоубийств от душевого потребления спирта (табл. 15).

    Та б л ица 15

    Зависимость числа самоубийств от душевого потребления спирта (данные П. Прохорова, 1910 г.)

    Страна

    Душевое потребление спирта, л/год

    Число самоубийств на 100 тыс. жителей

    Финляндия

    М

    4,8

    Норвегия

    2,0

    6,0

    Швеция

    3,0

    12,8

    Дания

    6,0

    23,4

    Россия

    4,7

    91,0


    Мержеевский установил, что из 1000 олигофренов у 500 — алкоголик отец, у 70 — мать, у 70 — оба родителя.

    В нетрезвом виде взрослыми совершается 70% преступлений и свыше 70% убийств. Причина каждого второго преступления, совершенного подростком, кроется в пьянстве.

    В нашей стране ежегодно органами милиции задерживается до 1000 подростков в нетрезвом виде. Выборочное обследование врачами-наркологами учащихся Томской области показало, что из каждых 100 старшеклассников у 65 налицо признаки алкоголизма. Исследованиями установлено, что у юношей и девушек алкоголизм как болезнь развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых. Распад личности тоже идет интенсивнее.

    Мы провели масштабное исследование корней приобщения детей к алкогольным напиткам методом анонимного анкетирования и получили удручающую картину. В подавляющем большинстве случаев «вкус» спиртного дети узнают в 10— 15-летнем возрасте с подачи родителей и друзей; 62% родителей об этих фактах знают. Причины выпивки сформулированы так:

    —   интерес к этой гадости;

    —  хотелось просто попробовать;

    —   на новогоднем празднике;

    —  хотелось узнать, что это за цветочек;

    —  хотел показаться взрослым;

    —   экзамен был сдан на 5;

    —   любопытство;

    —   интерес только с точки зрения качества...

    В ответах преобладали формулировки «интерес», «любопытство». Даже поверхностный анализ анкет не только дал богатую пищу для обсуждения на классных часах, но и озадачил педагогов, психологов, администрацию школы.

    Учащиеся назвали нам немало «шедевров» массовой культуры» и даже произведений классики, пропагандирующих спиртное:

    —  Русская водка, что ты натворила ?

    —  Хрусталь и шампанское...

    —   Сядь со мной за стол, налей себе вина...

    —   Не такой уж горький я пропойца...

    —  Бутылка вина не болит голова,

    А болит у того, кто не пьет ничего...

    —   Болезни лечим бокалом доброго вина,

    И добрый вечер привет с Большого Бодуна.

    Чаще всего в анкетах упоминалась «Русская водка» в исполнении В. Цыгановой. И это при том, что 62% учащихся 11 классов обычной ростовской школы негативно относятся к пьющим, 42% негативно относятся к рекламе пива. Нетрудно выявить колоссальный ресурс воспитания негативного отношения к алкогольным напиткам, хотя к классу 95% юношей и 90% девушек знакомы со спиртными напитками; по этой причине центр тяжести в профилактической работе должен быть перенесен на 5—9-е классы и ПТУ.

    Еще в советское время газета «Правда» описала случай, имевший место в одном из детских садов. Дети играли в праздник. Хозяйка говорит: «Ешьте, дорогие гости, что же вы не едите?» А мальчик опрокинул «чарку» и ответил: «После первой не закусываю». Проблема алкоголизации детей — одна из важнейших проблем и современной России.

    Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма нам представляются следующие:

    —   санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей- наркологов или школьного врача);

    —   пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

    —   оценка социальной сущности и природы употребления наркотиков в общении с детьми на уроках и классных часах;

    —   ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;

    —   борьба с любым потреблением спиртного (даже на выпускных вечерах).

    Педагоги должны обращать внимание подростков на то, что связь пьянства с совершением преступлений — не случайная, а закономерная и многолинейная (рис. 4). Ш кола должна помочь ребенку увидеть подлинных героев в противовес современным прессе и телевидению, которые, будучи зависимыми от рекламодателей, во многом исказили шкалу общечеловеческих ценностей.


    Please publish modules in offcanvas position.