Борьба с алкоголизмом
Постановление СНК РСФСР от 11 сентября 1926 года «О ближайших мероприятиях по борьбе с алкоголизмом» обязывало в школах всех ступеней и типов вводить преподавание основных сведений о вреде алкоголя.
Постановление коллегии Наркомпроса РСФСР от 23 апреля года предусматривало систему антиалкогольного воспитания не только в школах, но и в педагогических и медицинских вузах, во всех техникумах и на специальных курсах.
Антиалкогольные правительственные постановления принимались в 1927, 1929, 1958, 1972, 1977, 1978, 1985 годах.
Эффективность всех этих мероприятий близка к нулю: сейчас в нашей стране официально зарегистрировано более 2 млн алкоголиков, причем их число ежегодно возрастает на 30%. Всемирная организация здоровья (ВОЗ) считает, что если на каждого списочного жителя страны потребление спиртного (в пересчете на чистый спирт) достигает 8 л/год, такое государство достигает критической фазы в плане духовного выживания. К 2001 году в России этот показатель достиг 14 л/год. Отсюда — важность профилактики алкоголизма и санитарного просвещения.
Алкоголь поражает прежде всего центральную нервную систему. Другие органы и системы тоже поражаются спиртными напитками: 80% всех циррозов печени имеет алкогольную этиологию.
Очень быстро развивается миокардиопатия. Это заболевание сердца становится нередко причиной внезапной смерти у алкоголиков. Панкреатит наблюдается у 60% алкоголиков; гастрит, язва желудка — у 20%; туберкулез — у 15—20%.
Весьма серьезной проблемой является суицид: примерно треть самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения. В наши дни различные причины смерти от заболеваний, связанных с алкоголем, стоят на третьем месте после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей.
Еще в конце XIX века французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибли в раннем детстве, а из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы, 12% росли идиотами, и только 10% были здоровыми. Близки к этой картине и данные В.Я. Канелю (табл. 14).
Таблица 14 Судьба детей в семьях пьющих и непьющих родителей, % (исследования В.Я. Канелю, 1914 год)
|
В семьях |
В семьях |
детей |
пьющих |
непьющих |
|
родителей |
родителей |
Умерли в первые месяцы жизни |
43,9 |
8.2 |
Оказались недоразвитыми и больными |
38.6 |
9.8 |
Здоровы физически и духовно |
17.5 |
82,0 |
Подросткам полезно знать, что «кастрация» у алкоголиков наступает: у женщин — через 7 лет, у мужчин — через 1 1 лет.
Это данные современной науки.
Организм здорового мужчины может в течение суток псрерабо- тать полностью с образованием только углекислого и воды, всяких побочных продуктов, лишь 20 г спирта (50 г водки, стакан сухого вина или 600—700 мл пива). При регулярном же употреблении даже такого количества спиртного может развиться хронический алкоголизм.
Еще в 1910 году русский врач П. Прохоров, выступая на Всероссийском съезде по борьбе с пьянством, обнародовал данные по зависимости числа самоубийств от душевого потребления спирта (табл. 15).
Та б л ица 15
Зависимость числа самоубийств от душевого потребления спирта (данные П. Прохорова, 1910 г.)
Страна |
Душевое потребление спирта, л/год |
Число самоубийств на 100 тыс. жителей |
Финляндия |
М |
4,8 |
Норвегия |
2,0 |
6,0 |
Швеция |
3,0 |
12,8 |
Дания |
6,0 |
23,4 |
Россия |
4,7 |
91,0 |
Мержеевский установил, что из 1000 олигофренов у 500 — алкоголик отец, у 70 — мать, у 70 — оба родителя.
В нетрезвом виде взрослыми совершается 70% преступлений и свыше 70% убийств. Причина каждого второго преступления, совершенного подростком, кроется в пьянстве.
В нашей стране ежегодно органами милиции задерживается до 1000 подростков в нетрезвом виде. Выборочное обследование врачами-наркологами учащихся Томской области показало, что из каждых 100 старшеклассников у 65 налицо признаки алкоголизма. Исследованиями установлено, что у юношей и девушек алкоголизм как болезнь развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых. Распад личности тоже идет интенсивнее.
Мы провели масштабное исследование корней приобщения детей к алкогольным напиткам методом анонимного анкетирования и получили удручающую картину. В подавляющем большинстве случаев «вкус» спиртного дети узнают в 10— 15-летнем возрасте с подачи родителей и друзей; 62% родителей об этих фактах знают. Причины выпивки сформулированы так:
— интерес к этой гадости;
— хотелось просто попробовать;
— на новогоднем празднике;
— хотелось узнать, что это за цветочек;
— хотел показаться взрослым;
— экзамен был сдан на 5;
— любопытство;
— интерес только с точки зрения качества...
В ответах преобладали формулировки «интерес», «любопытство». Даже поверхностный анализ анкет не только дал богатую пищу для обсуждения на классных часах, но и озадачил педагогов, психологов, администрацию школы.
Учащиеся назвали нам немало «шедевров» массовой культуры» и даже произведений классики, пропагандирующих спиртное:
— Русская водка, что ты натворила ?
— Хрусталь и шампанское...
— Сядь со мной за стол, налей себе вина...
— Не такой уж горький я пропойца...
— Бутылка вина — не болит голова,
А болит у того, кто не пьет ничего...
— Болезни лечим бокалом доброго вина,
И добрый вечер — привет с Большого Бодуна.
Чаще всего в анкетах упоминалась «Русская водка» в исполнении В. Цыгановой. И это при том, что 62% учащихся 11 классов обычной ростовской школы негативно относятся к пьющим, 42% негативно относятся к рекламе пива. Нетрудно выявить колоссальный ресурс воспитания негативного отношения к алкогольным напиткам, хотя к классу 95% юношей и 90% девушек знакомы со спиртными напитками; по этой причине центр тяжести в профилактической работе должен быть перенесен на 5—9-е классы и ПТУ.
Еще в советское время газета «Правда» описала случай, имевший место в одном из детских садов. Дети играли в праздник. Хозяйка говорит: «Ешьте, дорогие гости, что же вы не едите?» А мальчик опрокинул «чарку» и ответил: «После первой не закусываю». Проблема алкоголизации детей — одна из важнейших проблем и современной России.
Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма нам представляются следующие:
— санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей- наркологов или школьного врача);
— пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;
— оценка социальной сущности и природы употребления наркотиков в общении с детьми на уроках и классных часах;
— ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;
— борьба с любым потреблением спиртного (даже на выпускных вечерах).
Педагоги должны обращать внимание подростков на то, что связь пьянства с совершением преступлений — не случайная, а закономерная и многолинейная (рис. 4). Ш кола должна помочь ребенку увидеть подлинных героев в противовес современным прессе и телевидению, которые, будучи зависимыми от рекламодателей, во многом исказили шкалу общечеловеческих ценностей.