Глава 9 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ / 9.1. Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации
В системе школьной воспитательной работы выделяются в специальную категорию трудные, педагогически запущенные дети. По мнению З.М. Шилиной, обобщившей передовой опыт классных руководителей г. Таганрога, главным основанием для выделения школьников в эту группу, требующую к себе особого внимания учителей, детского коллектива, оперативного вмешательства родительской общественности в жизнь семьи, является асоциальная направленность поведения: сознательные действия во вред социуму, отдельным его представителям, делу. Не случайно таких индивидов называют выпадающими из коллектива, потому что мотивы поведениястановятся несовместимыми с этическим кодексом общества.
Можно дифференцировать несколько стадий отрицательно направленного нравственного развития «трудных»:
I — ситуативная, характеризующаяся фрагментарным, не
устойчивым проявлением негативных побуждений личности на фоне общего положительного поведения;
II — антагонистическая, характеризующаяся усилением частот
ности ошибочных, негативных поступков, начинающих приносить удовлетворение личности и приходящих в противоречие с ранее сложившимися положительными устремлениями и привычками;
III — доминирующая, характеризующаяся преобладанием и устойчивостью отрицательного опыта личности, пагубно влияющего на других и открыто противопоставляемого социуму.
Опыт коррекционной работы с подростками, накопленный в муниципальной средней общеобразовательной школе № 31 г. Шахты Ростовской области в период с 1995 по 2001 год, показывает, что на каждой из дифференцированных нами стадий требуются принципиально разные подходы, приемы, средства, формы и методы воспитательного воздействия на личность.