Система комплексной профилактики
В частности, на 1 стадии (ситуативной) целесообразна организация профилактической работы, тормозящей процесс отклонения, предупреждающий ложное развитие. Весьма эффективной, на наш взгляд, оказалась система комплексной профилактики, включающая в себя следующие компоненты:
— Служба доверия, функционирующая при Центре детского самоуправления. В ее состав входят: психолог, организатор детского движения, представители Совета командиров (5—8-е кл.) и Совета старшеклассников (9— 11 -е кл.) — по одному человеку соответственно. Каждый школьник может обратиться в службу доверия анонимно (посредством «ящика для секретов») или открыто (посредством участия в заседании службы).
— Служба экспресс диагностики, функционирующая при Центре научно-педагогической информации и Службе практической психологии образования. В ее состав входят: заместитель директора по научно-методической работе, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, представители Совета командиров (5—8-е кл.) и Совета старшеклассников (9— 11-е кл.) — по одному-два человека соответственно. Служба экспресс-диагностики проводит выборочные и полные
исследования на предмет выявления бытовых идеалов и интересов школьников, степени их психологической комфортности в классе и школе, уровня абилитации и развития адаптивных и иных качеств, характеризующих стадию социализации личности.
— Длительная развивающая этическая игра «Школьный университет культуры» (5—11-е кл.), организуемая под эгидой Центра детского самоуправления, Центра научно-педагогической информации и Службы практической психологии образования, на основе фактических данных, полученных службами доверия и экспресс-диагностики. В процессе игры проводятся
фольклорно-этнографические фестивали и карнавалы (проблемы этикета и культурного поведения у различных этносов), этические диспуты и круглые столы (проблемы здорового образа жизни в детско-юношеской среде и пути искоренения алкоголизма, курения, наркомании, сквернословия, жестокости и агрессивности в детском и подростковом возрасте), а также разнообразные викторины, КВН, смотры, представления в школьном импровизированном театре миниатюр на морально-этические темы.
Необходимо подчеркнуть, что службой экспресс-диагностики используются как традиционные, так и нестандартные формы и методы организации социопсихолого-педагогического исследования ученического контингента. В частности, еще в 1994 году в СШ № 31 г. Шахты нами была произведена астролого-педагогическая диагностика уча-
Рис. 6. Алгоритм проектирования коррекционной работы с «трудными « подростками (общие аспекты)
Рис. 7. Алгоритм проектирования коррекционнойработы с«трудными»подростками (частныеаспекты)
щихся, в процессе которой были выявлены так называемые «мотиваци- онные группы шестиклассников». Этот вид диагностики получил название методики зодиакальной локации и нашел отражение в учебных пособиях B.C. Кукушина: '«Основы школьной валеологии», «Основы валеологии», «Учителю физики о воспитании».
Ученый мир по-разному относится к валеологии и астрологии. В ортодоксальных общественных кругах полностью отрицают позитивный технологический потенциал, которым располагают валеологичес- кая (как одна из ветвей экологии вообще и экологии человека в частности) и астрологическая (как одна из древнейших цивилизационных практик) отрасли знания. По-видимому, подобная позиция неприятия не совсем целесообразна. Например, С. А. Вронский считает, что индивидуальность человека есть причина, а личность — следствие и средство проявления во внешнем мире индивидуальности жизненного опыта. Личность как выразитель универсальной пассивности всегда и постоянно находится и будет находиться под сильнейшим воздействием и индивидуальности. Именно поэтому зодиакальная локация, базирующаяся на фундаменте тысячелетних наблюдений наших предков, с точки зрения влияния на человека и его поведение законов Космоса и законов Природы, имеет право на существование и экспериментальную апробацию в коррекционной работе с «трудными» подростками. Ведь давно доказано, что наша жизнь реагирует на малейшее изменение пульса Космоса, а точность астрологических прогнозов не уступает точности официальной медицинской диагностики.