Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - В процессе астролого-педагогической диагностики в 1994 году

    Содержание материала

    В процессе астролого-педагогической диагностики в 1994 году

    сначала нами были дифференцированы 9 зодиакальных локаций (микрогрупп) шестиклассников по их принадлежности к тому или иному астрологическому знаку, а затем произведена группировка по двум социальным полюсам («+» и «—»). Это позволило определить три основные сферы: поддержки; отрицания или отчуждения; нейтральную. На основании полученных данных стало возможным организовать эффективную систему воспитательной коррекции, в так называемой группе риска (4 человека) и группе склонности к риску (2 человека). В итоге были нейтрализованы такие негативные черты выявленных диагностическим путем «трудных», как эгоизм, грубость, агрессивность, мстительность (2 ученика-Скорпиона из группы риска), упрямство, строптивость, способность лгать (2 ученика-Овна из группы риска), беспечность, лукавство, умение льстить, явная неприязнь к физическому труду (2 ученика-Весы из группы склонности к риску).

    В 1996 году, в соответствии с общешкольным планом, была создана научно-исследовательская лаборатория «Изучение влияния астрологических параметров на процесс идентификации личности». В течение несколькихлет 900 учащихся 1—11-х классов в сумме были подвергнуты астролого-педагогическому статистическому исследованию на предмет выявления основных мотивационно-поведенческих и харак- теро-типологических сфер школьников:

    1996/1997 учебный год — 250 человек;

    1997/1998 учебный год — 300 человек;

    1998/1999 учебный год — 350 человек.

    Отметим, что общая численность учащихся СШ № 31 г. Шахты составляет в среднем 500—510 человек ежегодно и, таким образом, обследованию подвергались порядка 50—70% школьников. Это свидетельствует о высокой репрезентативности полученных результатов. На основе обобщения данных за три года были дифференцированы 6 зодиакальных локаций (макрогрупп) школьников по их принадлежности к тому или иному астрологическому знаку. Для каждой из них разработаны соответствующие воспитательные проекты, в том числе и коррекционные.

    Поскольку первую макрогруппу (50%) составляют школьники - Девы, характеризующиеся повышенной позитивной социальностью, активностью и инициативой, в СШ № 31 г. Шахты с 1996 г. ведется экспериментальная работа по проблеме «Социализация личности в школьных общественных объединениях». Закончены 2 этапа — моделирование школьной Думы учащихся и организаций детского самоуправления социального и клубного типов. Сейчас апробируется модель школьной молодежной республики «Новое поколение». Согласно рекомендациям научной лаборатории, Центру детского самоуправления необходимо шире привлекать к участию в указанном проекте школьников-Дев с целью преодоления дезацаптационных тенденций (известно, что 6% алкоголиков и наркоманов рождаются, к сожалению, под этим астрологическим знаком).

    Вторую макротруппу (15%) составляют школьники-Рыбы, характеризующиеся выносливостью к одиночеству. Это объясняет некоторую социальную инертность части школьников-Рыб, не желающих принимать никакого участия в работе школьных и классных структур самоуправления. Согласно рекомендациям научной лаборатории, Службе практической психологии образования и Центру детского самоуправления, необходимо предусмотреть проведение серии творческих конкурсов («Ученик года», «Лучший фотограф школы», «Лучший художник школы», «Лучший спортсмен школы» и т. п.), в которых школьники-Рыбы смогли бы оптимально проявиться в индивидуально-креативном плане, а также психолого-педагогической коррекции на предмет преодоления социальной инертности, повышения уровня притязаний личности.

    Третью и четвертую макрогруппы (по 10% каждая) составляют соответственно школьники-Овны и школьники-Львы. Для одних характерно крайне слабое понимание нормы, для других — болезненная нетерпимость к каким-либо ограничениям. Согласно рекомендациям НИЛ, Центру детского самоуправления необходимо активнее вовлекать школьников-Овнов в руководящие структуры самоуправления (цель: приучение Овнов к соблюдению нормы осознанно, а не бессознательно, а школьников-Львов — в творческие акции различных пре- зентативных уровней (цель: содействие эврологическому самовыра жению, ненавязчивое привитие толерантности). Службе практической психологии образования и Центру научно-педагогической информации рекомендовано организовать психолого-педагогическую коррекцию на предмет научения школьников-Овнов и школьников-Львов приемам и методикам саморегуляции, аутотренинга, поддержания позитивного эмоционального фона личности.

    Большую обеспокоенность вызывают пятая (8%) и шестая (7%) макрогруппы, которые составляют соответственно школьники-Раки и школьники-Козероги. Одни характеризуются чрезмерной неуверенностью в своих силах, другие — склонностью к депрессиям. Согласно рекомендациям научной лаборатории, Службе практической психологии образования необходимо проводить целенаправленную, систематическую работу по преодолению уровня дезадаптированности и                                                                                                 посредством обучения

    их прикладным методам и технологиям эмоционально-волевой саморегуляции, повышения самооценки и социально-психологической комфортности в коллективе.

    Ценность используемой в коррекционной педагогике зодиакальной локации настолько очевидна, что применение ее, наряду с традиционными методиками (экспресс-диагностика эмпатии; оценка уровня притязаний, психической мотивации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности; исследование отношения к себе посредством Q-сортировки; оценка коммуникативных и организаторских склонностей и др.), позволяет составить цельную картину интегральной личности. Дело в том, что зодиакальная локация, родившаяся в недрах астрологических знаний, предоставляет исследователям и педагогам-практикам возможность наложения на проекцию личности современного школьника «принципа всеобщего тождества» (по С И. Вернадскому). Древним потребовалось не менее двадцати шести тысяч лет для определения единого, универсального ритма, с помощью которого несложно судить о чертах характера человека, его способностях, возможностях и перспективе. Вправе ли мы игнорировать столь быстрый прогностический опыт, особенно при работе с «трудными»?


    Please publish modules in offcanvas position.