9.2. «Гайденс»-эксперимент
В 2000 году на базе СШ №31 г. Шахты, в рамках ситуативной стадии коррекционной работы была начата реализация «гайденс»-экспе- римента. Предыстория системы «гайденс» как техники изучения
личности школьников восходит к традициям американской школы, где еще в начале XX века крупных городах были созданы консультационные центры по выбору профессии. В тот период «гайденс» отождествлялся с профессиональной ориентацией учащихся и ею ограничивался. Развитие психологии, популярность учения о психоанализе 3. Фрейда и гсштальт-психологичсских методик и технологий (они рассматривают личность как единое целое), а также влияние теории Дж. Дьюи о приспособляемости личности к среде, расширили рамки «гайденс». Эта область стала пониматься как помощь в много
численных проблем (эмоциональных, поведенческих, учебных), с которыми сталкивается личность в поисках своего места в жизни. Согласно мнению X. Петерса и Б. Шертцера, общей целью «гайденс» в современной школе является помощь, позволяющая личности достигать своего полного развития.
В шахтинской школе № 31 «гайденс»-служба была создана в следующем составе: зам. по научно-методической работе (научный руководитель); зам. директора по воспитательной работе; психолог, организатор детского движения, руководитель МО классных руководителей 9—10 классов (консультанты).
К конкретной цели школьной «гайденс»-службы было отнесено максимальное содействие личности
в процессах ее идентификации и совершенствования. Конкретные задачи, вытекающие из этой цели, следующие:
— адаптивная: помочь ученику узнать свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и лимиты; понять, как воспринимают его другие люди;
— коммуникативная: научить ученика ладить с другими людьми и понимать мир, в котором они живут; познакомить с природой поведения людей, причин раздражения, способов контроля своего настроения; рассказать о сущности социальной среды, в которой личности приходится жить;
— когнитивно-креативная: помочь ученику получить максимум от школьных знаний, т. е. вооружить методами учебной и творческой работы, помочь выбрать программу дополнительного образования, соответствующую индивидуальным особенностям ученика; оказать посильную поддержку и помощь в случае неудовлетворительных успехов;
—мотивационно-исследовательская: помочь ученику исследовать свои интересы, склонности, способности; научить правильно их использовать в мире трудовой деятельности.
Разумеется, терминологические акцентуации задач весьма условны, приблизительны. На наш взгляд, iscv дифференцированные задачи содержат в себе элементы адаптивности, коммуникативности, ког- нитивности и креативности, мотивационности, все они в определенной степени носят исследовательский характер.