Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Глава 10 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ШКОЛЕ / 10.1. Основные концептуальные положения

    Содержание материала

    Глава 10 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ШКОЛЕ / 10.1. Основные концептуальные положения

    министерства юстиции России, на 1 января 2002 года в исправительных (пенитенциарных) учреждениях страны находилось 1 млн 200 тыс. человек. Это при населении страны 145 млн человек. Если учесть, что столько же людей сидели в тюрьмах СССР в 1937 году, когда население страны достигало 189 млн человек, легко представить масштабы социального бедствия.

    В исправительные учреждения (ИУ) попадают люди из самых разных общественных групп — от необразованных маргиналов до научных работников и крупных бизнесменов. Образовательный ценз их различен, поэтому, согласно статье 108, ч. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, все лица в возрасте до 30 лет, не имеющие основного среднего образования (9 классов), обязаны учиться в школах при ИУ. Обучение в более старшем возрасте или в 10— 12-м классах — дело сугубо добровольное.

    В любой школе при ИУ преобладает, как правило, контингент 812 классов. В начальных классах занятия обычно проводятся по типу сельской монокомплексной школы (все в одной классной комнате под руководством одного педагога). Если не набирается класс-комплект из 25 человек (что обычно бывает в 5- 7-х классах), то занятия ведутся по системе заочного обучения.

    Обычно пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней): часть учащихся работает в первую смену, учится — во вторую; другая часть — наоборот. Смены меняются через неделю.

    особенностью                                      школ является доми

    нирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы — человекообразующая. В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Мысль Ф.М. Достоевского, что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу всей деятельности пенитенциарной школы.

    Потенциальные возможности души каждого человека поистине беспредельны. Это относится и к тем, кто совершил преступление. Выдающийся врач и философ прошлого века, наш соотечественник Ф.П. Гааз был убежден, что наказание при всей его суровости не должно быть мучительным и жестоким и что преступник — это человек несчастный, вызывающий жалость и сострадание. Он считал, что преступление чаще всего бывает несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей человека среды. Эта мысль подтверждается и статистикой преступлений, совершенных учащимися Ростовской СШ № 26 при УЧ 398/10: за кражу, разбой осуждены 67%, за убийство — 9,5; за изнасилование — 7,4; за распространение наркотиков — 4,5; за хулиганство — 2,1; воинские преступления — 1,2; другие виды преступлений — 8,2%.

    Каждый человек нуждается в психологической защите, утешении, в той психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учете в психиатрических клиниках, но в то же время переживающих состояние глубокого психологического дискомфорта, подсознательно ищущих помощи.

    В классических обществах эту функцию выполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технизирована и малочисленна, а церковь (хоть и уважаема) слаба, эту функцию должна выполнять школа.

    Отсюда вытекает первый принцип построения модели пенитенциар- ной школы—функционирование в гуманистической (феноменологической) парадигме образования, при которой человек — главная ценность педагогической культуры. Школа должна не только транслировать знания, сохранять национальную память (как и при знаниевой парадигме), но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.

    Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершенных ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностью ориентированный подход к образованию, так как именно ему присущи челове- кообразующие функции — сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности,

    поиска смысла жизни. По рекомендации профессора Е.В. Бондареве - кой, для реализации этой цели образование должно заложить в личность механизмы понимания и взаимопонимания, общения и сотрудничества.

    Многие из учащихся пенитенциарных школ на долгие годы изолированы от общества (часть из них вернутся в семьи, живущие в новых социальных условиях). Отсюда вытекает третий принцип построения пенитенциарной школы — ресоциализация личности учащихся, предоставление им возможности безболезненной адаптации в условиях рыночной экономики, массовой безработицы и повышенных требований к уровню квалификации рабочих и служащих. В этом же свете актуализируется преподавание дисциплин не только практического цикла (экономика, техника), но и юридического. Возрастает роль ви- тагенных педагогических технологий, в основе которых лежит опора на жизненный опыт учащихся.

    Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Поэтому четвертый принцип построения пенитенциарной образовательной системы — культурная идентификация учащихся (переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернализация духовных ценностей народа, патриотическое самосознание и др.).


    Please publish modules in offcanvas position.