Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Принципы построения пенитенциарной школы определяют и основные семь ее функций

    Содержание материала

    Принципы построения пенитенциарной школы определяют и основные семь ее функций.

    Таким образом, вся система образования в условиях закрытого социума должна строиться исключительно на антропоцентрических ценностях.


    Рассмотрим назначение этих функций. Образовательная функция должна формировать общую культуру учащихся, транслировать знания в соответствии с образовательным стандартом, воспитывать и развивать духовную, гуманную, творческую, адаптивную личность.

    Функцияресоциализации состоит в профессиональной адаптации учащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в повышении их деловой квалификации.

    Валеологическая функция заключается в санитарно-гигиеническом, медицинском просвещении, в проведении психологических тренингов, популяризации валеологических знаний, спортивно-оздоровительной работе.

    На функции правовойзащиты и охраны л ежитзадача правового просвещения с учетом всех изменений Уголовного кодекса, обеспечения психологической защищенности учащихся.

    Рекреационная функция организует досуговое пространство как сферу восстановления психофизических сил, здоровья и творческого потенциала учащихся.

    Функция самоактуализации должна формировать в сознании учащихся понимание своей самоценности, уникальности и полезности обществу.

    Коррекционная функция школы выполняет роль практической реализации методов и приемов коррекционной педагогики.

    Главная задача пенитенциарных школ — обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что ее ученики как бы существуют в двух ипостасях — с одной стороны, осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой — это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель — ученик», и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии. Находятся учителя, которые на уроках постоянно помнят, что перед ними преступники. Но разве можно за преступление судить дважды? А можно ли в пенитенциарной школе говорить о педагогике сотрудничества и сотворчества и о творчестве вообще? Можно ли, находясь на территории исправительного учреждения, говорить о субъект-субъектной педагогике? Далеко не каждый учитель осмелится на эти вопросы ответить утвердительно.

    Ведь эти люди далеко не безнадежны. Многочисленные тесты и другие методики социально-психологического исследования убеждают в этом.

    Школа разработала концепцию своего развития на ближайшие 10 лет, согласно которой в учебный план за счет его вариативной части введены курсы «Мир человека», «Человек в современном мире» (приложения 1 1, 12), главная задача которых — помочь учащимся разобраться в самих себе. За два года работы в русле концепции «Нравственное возрождение личности в условиях закрытого социума» выпущено два сборника творческих работ учащихся, один сборник творческих исканий педагогов, видеофильм «Школа человечности». На базе школы проведен областной семинар директоров и завучей пенитенциарных школ и зам. начальников ИУ по воспитательной работе; апробировано несколько авторских курсов. Ученики охотно посещают факультативы английского языка, информатики, экономики. Наибольшей популярностью пользуются авторские курсы «Уроки общения», «Мир человека», «Человек в современном        В школе силами учащихся создана галерея собственных работ по изобразительному искусству. Один выпускник школы поступил на заочное отделение психологического факультета Ростовского государственного университета. А вот в знаменитых «Крестах» в Петербурге при ИУ открыт филиал Северо-Западного политехнического и обучение по заочной форме продолжают сотни бывших выпускников пенитенциарной школы. Эти примеры — лучшее доказательство стабилизирующей функции образования, раскрывающей удивительный потенциал человеческой души.

    По числу заключенных Россия лидирует в мире (около 800 заключенных на 100 тысяч населения). 30% осужденных в исправительных учреждениях и 70% — в воспитательных не имеют основного общего образования, а около 700 человек обучаются в 1—4 классах. Эта статистика лишний раз доказывает, какую важную роль в социальной реабилитации может играть средняя школа, как актуальны разработка и выбор специальных педагогических технологий.

    Практика убедительно доказала эффективность витагенной педагогики. В пенитенциарной школе, как ни странно это звучит для свободного человека, нужно постоянно доказывать, что знания, полученные на уроках, могут принести пользу учащимся «на воле». Необходимо всячески повышать мотивацию обучения, используя в этих целях жизненный и производственный опыт учеников.

    Например, в упоминавшейся выше Ростовской СШ № 26 при УЧ 398/10 оригинально ведется работа по компьютеризации учебного процесса. Вместо приобретения готовых дорогостоящих программ здесь создают собственные, адаптированные к особенностям своего контингента и удовлетворяющие местные школьные нужды. Они построены по принципу компьютерной анимации вывода на экран текста, графики и изображений. В итоге создан пакет обучающих программ по курсу электротехники, начиная от строения и ионизации атома, законов цепей постоянного и переменного тока до магнитных свойств вещества, полупроводников и выпрямителей переменного тока. Опыт использования этих программ на уроках показал, что интерес к их материалу заметно возрос. Красочное, озвученное действие на экране привлекает внимание учащихся, помогает им преодолеть усталость. Возросли дидактические возможности преподавания: с помощью компьютерной анимации можно изобразить зрительный ряд, сопровождающий преподавание, гораздо лучше и доходчивее, чем мелом на доске.

    Многие из осужденных утратили способности к учебной деятельности в связи с большим перерывом в учебе. Поэтому первым шагом в их перевоспитании является приобщение к общеполезному труду и обучение в общеобразовательной школе, т. е. направление творческого потенциала осужденного в полезное русло. Чем полнее будут учтены способности осужденных при распределении их по участкам, бригадам, специальностям, тем выше будет эффект их социальной реабилитации. Изучение способностей учащихся пенитенциарных школ и учет их в воспитательной работе помогает решать ряд важных задач:

    —   развивать волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные качества личности осужденных;

    —   осуществить правильный профессиональный отбор поступивших в колонию в интересах общества;

    —   развивать способности осужденных в процессе производственной деятельности;

    —   наметить профессиональную ориентацию освобождающихся из колонии лиц, психологически подготовить их к труду на свободе;

    —   переключить способности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества деятельность.

    В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А еще чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе, теплое слово.

    10.2. Нравственное возрождение личности в пенитенциарной школе на примере обобщающего урока-проповеди по курсу «Мир Человека» в 12 классе ростовской ВСОШ № 26 при Уч 398/10

    Сегодня, ребята, мы подведем итоги изучения этических ценностей трех мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Для этого придется вспомнить материал, который мы изучали в предыдущих трех четвертях и свести основные постулаты религиозных философий в табличную форму (табл. 1).

    Таблица 1

    Этические ценности мировых религий

    Этические ценности буддизма

    Десять заповедей христианства

    Пять ислама

    1

    2

    3

    4 благородные истины:

    —    Жизнь есть страдание.

    —    Причина страданий — наши эгоистические желания.

    —            Избавление от страданий — в их преодолении, т. е. саморегуляции.

    —     Путь к Нирване — восьмеричный путь.

    Восьмеричный путь.

    1.      Праведное знание (осознание жизни).

    2.   Праведная решимость (намерения).

    3.    Праведные слова.

    4.    Праведные дела.

    5.   Праведныйобразжизни:

    —   обуздай гнев,

    —   не кради,

    —    обуздай половые влечения,

    Заповеди Моисея:

    1.   Я господь твой, и да не будет у тебя других Богов.

    2.  Не сотвори себе ра.

    3.  Не произноси имени Господа своего понапрасну.

    4.    Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день ссдьмый — Господу Богу своему.

    5.   Почитай отца и матерь свою.

    6.             Не убивай.

    7.  Не прелюбодействуй.

    8.   Не кради.

    9.   Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

    10.   Не желай жены ближнего ни осла его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

    1.     Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его.

    2.   Молитва — не менее 5 раз в сутки.

    3.    Милосердие.

    4.   Священный месяц Рамазан (Великий пост).

    5.    Хадж — паломничество к святым местам в Мекку.


    Окончание табл

    1

    2

    3

    —  избегай лжи,

    —   воздержись от пьянства и наркотиков.

    6.    Праведное усердие.

    7.   Праведные помыслы.

    8.     Праведное созерцание (медитация, путь к совершенству, просветлению).




    Нетрудно убедиться в том, что многие нравственные ценности являются общими для всех религий. Давайте коллективно обнаружим их.

    (Вместе с учащимися учитель по таблице, заранее вычерченной на доске, выявляет общие ценности — «Не кради», «Избегай лжи» и др.)

    Как вы думаете ребята, о чем (или о ком) больше заботятся религии? Кто больше фигурирует в Священных книгах — Человек или Бог?

    (В руках учителя — «Лестница, украшенная дрогоценностями», Библия и Коран).

    — Конечно же, Человек!

    — Тогда можно ли считать религию «опиумом для народа», как это было в течение более полувека в нашей стране?

    — Безусловно, нет.

    Любая религия, бутьто мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Ведь религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлимой частью национальной культуры. Если бы каждый нас следовал заповедям религии, не бы необходимости в судах, прокуратуре, исправительных учреждениях.

    К сожалению, мы всерьез задумываемся над смыслом жизни, над своим предназначением, над Великой Истиной слишком поздно — на исходе своих сил и жизни. И все-таки жизнь вокруг не так уж плоха. Я проанализировал ваши ответы на тест «Мой герб», которым мы занимались перед весенними каникулами. Не забыли ли вы его суть?

    1 — Девиз вашей жизни;

    2 — Самое важное событие в вашей жизни;

    3 — Самый добрый поступок в вашей жизни;

    4 — Ваше самое большое желание;

    5 — Вы в будущем.

    Для анализа ваших ответов я воспользовался оценочной шкалой, разработанной в прошлом году моими студентами 11 курса факультета социальной работы (табл. 2).

    Taблица 2

    Принципы опенки ответов учащихся

    Сектор герба

    Шкала оценки в баллах

    1

    — гуманитарный; 7 — относительно гуманитарный ответ, но учащийся ищет выгоду для себя; 4 — ожесточенность, антигуманность

    2

    10 — гуманная ценность событий; 7 — прагматический взгляд на жизнь; 4 — ожесточенность, безразличие

    3

    10 — масштабный характер поступка; 7 — гуманная ограниченность, неосознанность поступка;

    4 — пассивность, безразличие к жизни

    4, 5

    10 высокая степень духовности и гуманизма 7 — житейский уровень; 4 — антиморальный подход


    Ваши ответы, ребята, превзошли все мои ожидания: они оказались гуманне и благороднее, чем в такой же параллели нашей школы в прошлом году, а по отдельным позициям — даже лучше, чем у моих студентов-второкурсников Новочеркасской государственной мелиоративной академии.

    Не удержаться от желания процитировать наиболее интересные ответы ( самые негативные выделены курсивом):

    1. Небо, Воздух, Вода, Земля. Помоги, если кто-то нуждается.

    Если ты что-то делаешь, то делай хорошо.

    Делай так, как подсказывают душа и сердце.

    Старайся делать все так, чтобы тобой гордилась твоя семья.

    Для достижения цели — много путей. Используй любой, но чтобы другие видели, что ты действуешь в рамках морали и цель твоя — благая.

    Никому не верь.

    2.  Самое большое событие в моей жизни будет тогда, когда родится ребенок.

    Моя свадьба.

    Посадил огород своими руками. Мое рождение (ответы 4-х человек). Случится тогда, когда выйду на свободу. Попал в тюрьму (ответы 3-х человек).

    3.  Вытащил друга из беды.

    Помог нуждающемуся человеку (: ответов). Оставался нейтральным.

    4.  Чтобы моя семья была обеспечена и узнала от меня не только горе, но и радость.

    Чтобы моя мать не мучалась со мной. Быть здоровым.

    Жить в достатке и поездить по Штатам. Начать жить сначала. Быть свободным (8 ответов).

    5. Любящий семью рабочий человек.

    Здоровый, грамотный и богатый человек с добрым сердцем. Семейный и счастливый человек. Преуспевающий фермер. Жизнь без проблем. Простой рабочий. Я буду шофером. Будущее туманно. Скорее всего заключенный.

    Все ваши ответы я свел в табличную форму (табл. 3).

    Табл и ца 3

    Нравственный облик учащихся 10-х классов ВСОШ-26 при Уч 398/10            в 1999 году, в %%         

    Вопросы

    Оценка ответов в баллах

    Нет ответов

    4

    7

    10

    Девиз жизни

    14

    21

    36

    29

    Самое важное событие

    7

    36

    29

    28

    Самый добрый поступок


    7

    56

    37

    Самое большое желание


    56

    37

    7

    Человек в будущем

    7

    51

    2!

    21

    Примечание: В исследовании приняли участие 46 учащихся в возрасте 1924 года. Выбракованных анкет — 2, что свидетельствует о репрезентативности результатов.


    Материалы таблицы 3 я сопоставил с результатами тестирования, проведенного в ваших классах месяц назад. Напомню: мы должны были выбрать из 6 предложенных ценностей (Мир, природа, жизнь, Отечество, здоровье, любовь) наиболее важные три и ранжировать их. Результаты оказались следующими:

    I смена учащихся

    смена учащихся

    1. Жизнь.

    Жизнь.

    2. Любовь.

    2. Здоровье.

    3. Природа.

    3. Природа.


    Таким образом, вы в своей массе поставили на первое место жизнь человека, на второе — его духовное и физическое здоровье. Я горжусь вами, ребята: я уверен, что вы в состоянии самостоятельно выбрать правильные жизненные ориентиры. Как не вспомнить здесь фразу из известного фильма 50-х годов «Мужчина и женщина»:

    «Если бы мне пришлось выбирать между искусством и жизнью, я бы выбрал

    Жизнь — высшая ценность. Жизнь — святая святых. Жизнь дается человеку один раз, и никто не вправе решать вопрос жизни или смерти человека. Таков закон        стран. Многие из вас уже осозна

    ли тяжесть содеянного, многие находятся в мучительных раздумьях. Послушайте стихотворения учащихся нашей школы, включенные во второй сборник «Голос сердца», вышедший недавно в печати.

    (Звучат записанные на фоне музыки на магнитофонную ленту стихотворения учащихся.)

    К. Романов

    ПОСВЯЩЕНИЕ

    Самая нежная, самая милая. Самая добрая ты у меня. Самая-самая в мире красивая. Ты — моя жизнь, ты — надежда моя.

    Только одной тебе жизнью обязан, Только тобою одной и живу, И никого на Земле этой грешной Так как тебя, я любить не смогу.

    Только в тебе мое утешение, Только с тобою спокоен душой,

    Только тебе дарю вдохновение И преклоняюсь я пред тобой.

    Годы пройдут, но года — не помеха: Им не состарить тебя никогда! Ты — в моем сердце, в стихах ты воспета. А годы стихи не сотрут никогда.

    Самая нежная, самая милая, Самая добрая ты у меня. Самая-самая в мире красивая, Мамочка, мама родная моя.

    С. Олейников

    БЛАГОДАРЕНИЕ

    Меня лишь ты можешь понять, За все — простить и не сказать, Как тяжело переносить, Когда молва, как будто смерч, Несет о сыне те слова, Что душу режут, словно нож! А ты пытаешься пресечь, Направить в сторону поток Речей, не стоящих и грош... Спастбо, мама! Твой

    А. Таранов

    ВОПРОС

    А что такое Человек ? Ты задавал себе вопрос ? Проходит год, за веком — век, И ты уже совсем подрос, Задай вопрос, найди ответ: Что значит слово « Человек» ?

    Те, кто написал эти стихи, не могут быть безнравственными. Они, вероятно, уже прошли очищение через переживание, через слезы — так называемый «катарсис». Но все ли из вас пролсили это состояние? Я верю, что вы это сделаете. Рано или поздно это случится. Я верю в ваше

    доброе ссрдие, в ваше доброе начало. Я считаю справедливыми слова Федора Михайловича Достоевского о том, что каждый человек самоценен.

    Но вы оступились и в чем-то переступили грань нравственности, потому что вы еще молоды, потому что вам хотелось любви, потому что Вам хотелось выжить в этом безумном-безумном мире.

    Я хочу напомнить вам универсальные этические принципы крупнейших религий:

    Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

    Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

    Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.

    Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю — своей потерей.

    Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, что желает себе.

    Христианство: Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой.

    Конфуцианство: Жизнь — человечность.

    Родные мои, эти этические принципы должны стать определяющими в вашей жизни. Когда-то Иисус Христос сказал: «Заповедь новую дарю вам — да возлюбите друг друга». Исходя из своего жизненного опыта, из своих знаний и добрых побуждений, я прошу вас запомнить две моих заповеди:

    •     Л юбителюдей.

    •      Стремитесь быть честным и.

    Знайте, что несмотря на свои недостатки, вы прекрасны, и я люблю вас,

    •     потому чтокаждый из вас — Человек;

    •     потому что вы живете на свете;

    •     потому что вы неповторимы;

    •     потому что вы можете выбирать;

    •     потому что вы стараетесь;

    •      потому что вы хотите рискнуть;

    •     потому что вы преодолеваете неудачи и учитесь на ошибках;

    •     потому что вы чувствуете боль... отчаяние... одиночество...;

    •     потому что вы готовы помочь кому-то.

    •     потому что вы можете замечать то, чего никто не видит;

    •    потому, что вы — это вы, со всеми вашимшедостатками, достоинствами, надеждами, безграничными возможностями...

    Я понимаю, что не всем могу нравиться как человек и учитель. В конце концов, вы не обязаны меня люб            >удьте мой образ.. Забудьте мой стиль работы... Но пусть всегда в ваших ушах звучит мой голос, мое обращение.

    Любите людей.

    Стремитесь быть честными.

    Благодарю, вас, ребята, за урок.

    Чем вам понравилось сегодняшнее занятие?

    (Заслушиваются ответы учащихся.) Чем вам урок не понравился? Ведь я хочу работать лучше.

    (Заслушиваются учащиеся.) Еще раз благодарю за встречу и помощь на занятии. Храни Вас Господь!



    Please publish modules in offcanvas position.