Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Ошибка в семейном воспитании и развитии детей

    Содержание материала

    Ошибка в семейном воспитании и развитии детей

    может также состоять в том, что родители недооценивают самостоятельную деятельность ребенка, привлечение 6—7 летних детей к посильным для них практическим делам. Во многих семьях взрослые стараются давать ребенку какие-то поручения, стремясь воспитать у него трудолюбие, заботливость, но делают это не систематически, а от случая к случаю. В результате родители не достигнут ожидаемого результата в развитии ребенка, а все их усилия не принесут плоды.

    Можно заметить, что даже самый благовоспитанный ребенок-дошкольник поступает иногда не так, как его учили, а под влиянием плохого примера. Поведение детей этого возраста еще не вполне устойчиво. Однако, дальновидная мать заботится о том, чтобы ее ребенок с раннего детства помогал накрывать на стол, мыть посуду. Постепенно обязанности можно усложнять. Сначала работу делают вместе дочь и мать, затем одна дочь самостоятельно. Давая ребенку какое-то эпизодическое задание, нужно проверять, как он его выполнил: похвалить за старание или, если нужно, выразить надежду, что в следующий раз он сделает лучше. Следует отмечать готовность сына или дочери быстро откликаться на вашу просьбу и добиваться ее выполнения.

    Можно вместе заняться уборкой, полюбоваться чистотой, договориться, чтобы сын старался каждый раз класть свои вещи на место (и проверить это); наметить удобный для семьи день еженедельной уборки, когда взрослые убирают в квартире, и дети могут вместе с ними наводить чистоту в своем уголке или комнате.

    Нужно научить ребенка убирать свою постель (и добиваться, чтобы он всегда делал это сам), накрывать на стол. Постоянные обязанности вырабатывают ответственность, дисциплинируют его.

    Следует обращать особое внимание на то, своевременно ли вы даете задание ребенку. Может быть, именно в это время сын или дочь увлечены игрой или им хочется закончить рисунок, завершить конструирование. В таком случае следует подождать, предупредить ребенка, что, как только он окончит свои занятия, у вас для него имеется важное задание. Если время не терпит, то, обратившись к ребенку с просьбой, надо непременно сказать: «Мне хоть и жаль прерывать твое занятие, но надо срочно принести (пойти, что-то сделать)», при этом следует помнить, что хотя сожаление и высказано, но тон должен быть решительным, подтверждающим срочность задания, иначе ребенок может и не послушаться.

    В своих воспитательных воздействиях нельзя забывать, что у маленьких ребят есть свои интересы, своя жизнь, и ее нужно уважать. Надо знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит ребенок, с кем он дружит, с кем играет. Дети ценят такое отношение и внимание к себе и уважают за это своих родителей.

    В каждой семье, где есть дети 5                      ледует еще раз подумать,

    как лучше организовать труд и игру детей для коррекции их поведения, воспитания у них уважения к старшим. Если у будущего школьника нет, скажем, посильных для его возраста постоянных трудовых обязанностей, нужно их определить, причем надо вводить обязанности не сразу, а постепенно. Нужно объяснить ребенку, что он должен делать и зачем, наметить с ним пути выполнения задания. Например, старшие видят, что уголок их сына с игрушками и книжками бывает часто не убран. Этот факт нельзя оставить без внимания. По рассказам родителей, помощником в приучении ребенка к выполнению требований взрослых явилась игра в «Волшебника». Стихотворения С. Погорельского может стать отправной точкой, началом построения собственного сюжета:

    Стать добрым волшебником - Ну-ка, попробуй!Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Понять и исполнить Желанье другого — Одно удовольствие, Честное слово! На клумбе — цветок, Его листья повисли. Грустит он... О чем? Угадал его мысли? Он хочет напиться, Эй, дождик, — полей!.. И дождик струится Из лейки твоей. А что же сестренка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь Сделай сестренке!.. И ты обернулся Ретивым конем Галопом Сестренка Помчалась на нем! Хоть мама

    Еще не вернулась с работы, Нетрудно узнать Ее думы-заботы: «Вернусь, —

    Хорошо бы пошить, почитать...

    Да надо с уборкой

    Возиться опять».

    И ты совершаешь

    Веселое чудо —

    Вот пол засверкал,

    Просияла посуда!

    И ахнула мама,

    Вернувшись домой:

    «Да это как в сказке,

    Волшебник ты мой!»В наши дни большинство детей посещает дошкольные учреждения, поэтому время для общения с родителями сокращается, но взрослые и дети совместно могут проводить утренние и вечерние часы, выходные дни. Важно организовать это время с пользой для ребенка. Как ведут себя отец и мать, о чем они разговаривают с ребенком, какие требования предъявляют к нему, что говорят о людях, о событиях и явлениях общественной жизни — все это имеет неоценимое значение для психического здоровья детей. И никакая специальная беседа, никакая игра, взятые отдельно не помогут откорректировать поведение детей, привить им уважение к родителям и другимлюдям, если взрослые не будут контролировать свои повседневные взаимоотношения, отношения с детьми.

    При воспитании у ребенка уважения к старшим важно не только советовать детям, что именно делать, как вести себя, не только организовать совместную работу, но и вызывать у него желание и умение самому проявлять активность. С этой целью можно предлагать ребятам задачи типа:

    —   Как бы ты себя вел, есл и бы знал, что у тебя заболела бабуш ка?

    —  Как поступить девочке (мальчику) если он увидит старого человека, который несет тяжелую вещь?

    —   Если мама твоя чем-то огорчена?

    —    Если во дворе вашего дома делают уборку?

    Подобного рода игры-вопросы активизируют мысли и чувства детей, создают известную психологическую подготовку для дальнейшего практического действия. Они побуждают детей к самостоятельным поискам полезных дел.

    Еще есть одно важное условие воспитания. Это общественное лицо родителей, их производственная деятельность. Детям 6—7 лет небезразличны успехи родных на работе. Дети всегда живо интересуются рассказами о производственных и общественных делах папы и мамы, дедушки и бабушки, гордятся ими.


    Please publish modules in offcanvas position.