Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Приложение 9 Применение педагогических и психологических знаний в экстремальных ситуациях

    Содержание материала

    Приложение 9 Применение педагогических и психологических знаний в экстремальных ситуациях

    (Сценарий деловой игры врамках педсовета на тему «Формы и методы социально-воспитательной деятельности классныхруководителей по предупреждению антиобщественныхпроявлений вученической среде»)

    Цель деловой игры:

    — выявитьсоциально-психологический и профессиональный кругозор участников игры, их наблюдательность, опыт в межличностных отношениях;

    —  оценить готовность участников игры занять верную позицию в борьбе с антиобщественными проявлениями в ученической среде;

    — показать на учебном практическом материале (примерах) основные принципы использования психологии и педагогики в социально-воспитательной, том числе коррекционной, деятельности классных руководителей.

    Порядок проведения деловой игры:

    1-    й             этап. Распределение ролей.

    Из группы выбираются 3 человека, каждый из которых получает индивидуальные задания:

    — первый: подготовиться к разбору конфликтной ситуации в ученической среде, возникшей в связи со сменой классного руководителя;

    —  второй: разработать план деятельности в связи с возникшими слухами;

    —  третий: объяснить с точки зрения социальной психологии и педагогики механизм возникновения несанкционированного протеста учащихся.

    Трое непосредственных участников деловой игры выбирают из числа группы помощников и уходят из аудитории для подготовки.

    Остальные слушатели (участники) делятся на три группы экспертов, одна из которых будет оценивать разбор конфликтной ситуации, вторая — борьбу со слухами, третья — действия в несанкционированном протесте учащихся.

    2-   й             этап. Подготовка к игре. Время — 20 минут.

    3-   й             этап. Проведение игры.

    За стол перед аудиторией садятся 3 участника деловой игры со своими помощниками. Первый участник разбирает конфликтную ситуацию в коллективе, роль которого играют слушатели (участники) группы, отвечает на вопросы.

    Затем второй участник игры знакомит группу с планом своих действий в отношении возникших слухов.

    Наконец, третий участник рассказывает, с какими ситуациями он столкнулся и какие принял решения.

    Время — 30 минут.

    4-   й             этап. Групповая дискуссия.

    Представители экспертных групп сообщают о своих оценках, данных каждому участнику игры. Затем начинается общее обсуждение всех ситуаций.

    5-   й             этап. Подведение итогов.

    Ведущий деловую игру (зам. директора по научно-методической работе или психолог) оценивает работу участников игры и экспертных групп, анализирует процесс игры, поведение и активность слушателей (участников). Он же обращает внимание на ошибки и правильные решения, подчеркивает ценность проведенной деловой игры.

    Дидактическое оснащение деловой игры:

    1. Информация по конфликтной ситуации, возникшей в связи со сменой классного руководителя (приходом нового классного руководителя).

    Задание № 1 (первый участник)

    Представьте себе следующую ситуацию. С начала учебного года в класс пришел новый классный руководитель. Привыкший к прежнему классному руководителю и до этого стабильно функционировавший ученический коллектив стало лихорадить.

    Часть хорошо учившихся детей перестала давать высокие               по

    казатели. Участились случаи нарушения учебной дисциплины: опоздания, прогулы, грубости с учителями. Отсутствует исполнительская дисциплина и ответственность за выполнение поручений, домашних заданий, привычных до этого правил поведения и т. п.

    В администрацию школы поступила                             жалоба родителей

    на классного руководителя. Он обвиняется в непрофессионализме, отсутствии должного стремления в стабилизационных мерах и т. д.

    Ваши действия, как классного руководителя, в ответ на ситуацию.

    Задание № 2 (второй участник)

    Разработайте план действий по искоренению слухов о вашей некомпетентности (что следует из коллективной жалобы родителей в администрацию школы), неответственном отношении к функциональным обязанностям (о чем делает вывод администрация на основании коллективной жалобы родителей), отсутствии должного внимания к классу (о чем говорят сами ребята в ответ на расследование администрации школы).

    Задание № 3 (третий участник)

    Под несанкционированным протестом учащихся подразумеваются случаи нарушения учебной дисциплины: опоздания, прогулы, грубость с учителями и т. п. Подобные ситуации возникают в переходном периоде (при появлении нового классного руководителя).

    В этом задании вам необходимо вскрыть социально-психологические формы (корни) несанкционированного протеста и предложить систему мер, направленных на стабилизацию ситуации в классном коллективе.

    2. Перечень основных методов организации учебно-воспитательного процесса.

    А. Методы педагогического воздействия:

    а) требование (исходный метод);

    б) перспектива (ведущий метод);

    в) поощрение-наказание (метод коррекции);

    г) общественное мнение (метод самоорганизации).

    Б. Методы убеждения:

    а) информация (исходный метод);

    б) поиск (ведущий метод);

    в) дискуссия (метод коррекции);

    г) взаимное просвещение (метод самоорганизации). В. Методы организации коллектива:

    а) единые требования (исходный метод);

    б)  самообслуживание (ведущий метод);

    в) соревнование (метод коррекции);

    г)  самоуправление (метод самоорганизации). Г. Методы обучения:

    а) инструктаж (исходный метод);

    б) упражнение                     метод);

    в)  контроль (метод коррекции);

    г)  взаимообучение (метод самоорганизации).

    3. Примерный перечень форм воспитательной работы:

    — собрания (учеников, родителей, учеников и родителей);

    —  конференции;

    —  диспуты, дискуссии;

    — КВН, викторины;

    — походы, экскурсии, путешествия;

    — учеба актива;

    —  праздники, фестивали, карнавалы;

    — вечера отдыха;

    —  лектории, семинары, практикумы;

    —  ролевые игры по проблемам культурного поведения и др.

    4. Тезаурус деловой игры.

    А. Методы — педагогические средства, которые применяются в качестве способов организации учебно-воспитательного процесса и управления его развитием. Общее назначение любого метода воспитания состоит в том, что его применение обеспечивает стимулирование педагогически целесообразной деятельности детей. Иными словами, метод бы «включает» механизм образования у детей нужных качеств.

    Б. Формы— конкретные воспитательные акции (мероприятия), которые помогают внедрить тот или иной метод социально-воспитательной, в т. ч.    деятельности.


    Please publish modules in offcanvas position.