Приложение 9 Применение педагогических и психологических знаний в экстремальных ситуациях
(Сценарий деловой игры врамках педсовета на тему «Формы и методы социально-воспитательной деятельности классныхруководителей по предупреждению антиобщественныхпроявлений вученической среде»)
Цель деловой игры:
— выявитьсоциально-психологический и профессиональный кругозор участников игры, их наблюдательность, опыт в межличностных отношениях;
— оценить готовность участников игры занять верную позицию в борьбе с антиобщественными проявлениями в ученической среде;
— показать на учебном практическом материале (примерах) основные принципы использования психологии и педагогики в социально-воспитательной, том числе коррекционной, деятельности классных руководителей.
Порядок проведения деловой игры:
1- й этап. Распределение ролей.
Из группы выбираются 3 человека, каждый из которых получает индивидуальные задания:
— первый: подготовиться к разбору конфликтной ситуации в ученической среде, возникшей в связи со сменой классного руководителя;
— второй: разработать план деятельности в связи с возникшими слухами;
— третий: объяснить с точки зрения социальной психологии и педагогики механизм возникновения несанкционированного протеста учащихся.
Трое непосредственных участников деловой игры выбирают из числа группы помощников и уходят из аудитории для подготовки.
Остальные слушатели (участники) делятся на три группы экспертов, одна из которых будет оценивать разбор конфликтной ситуации, вторая — борьбу со слухами, третья — действия в несанкционированном протесте учащихся.
2- й этап. Подготовка к игре. Время — 20 минут.
3- й этап. Проведение игры.
За стол перед аудиторией садятся 3 участника деловой игры со своими помощниками. Первый участник разбирает конфликтную ситуацию в коллективе, роль которого играют слушатели (участники) группы, отвечает на вопросы.
Затем второй участник игры знакомит группу с планом своих действий в отношении возникших слухов.
Наконец, третий участник рассказывает, с какими ситуациями он столкнулся и какие принял решения.
Время — 30 минут.
4- й этап. Групповая дискуссия.
Представители экспертных групп сообщают о своих оценках, данных каждому участнику игры. Затем начинается общее обсуждение всех ситуаций.
5- й этап. Подведение итогов.
Ведущий деловую игру (зам. директора по научно-методической работе или психолог) оценивает работу участников игры и экспертных групп, анализирует процесс игры, поведение и активность слушателей (участников). Он же обращает внимание на ошибки и правильные решения, подчеркивает ценность проведенной деловой игры.
Дидактическое оснащение деловой игры:
1. Информация по конфликтной ситуации, возникшей в связи со сменой классного руководителя (приходом нового классного руководителя).
Задание № 1 (первый участник)
Представьте себе следующую ситуацию. С начала учебного года в класс пришел новый классный руководитель. Привыкший к прежнему классному руководителю и до этого стабильно функционировавший ученический коллектив стало лихорадить.
Часть хорошо учившихся детей перестала давать высокие по
казатели. Участились случаи нарушения учебной дисциплины: опоздания, прогулы, грубости с учителями. Отсутствует исполнительская дисциплина и ответственность за выполнение поручений, домашних заданий, привычных до этого правил поведения и т. п.
В администрацию школы поступила жалоба родителей
на классного руководителя. Он обвиняется в непрофессионализме, отсутствии должного стремления в стабилизационных мерах и т. д.
Ваши действия, как классного руководителя, в ответ на ситуацию.
Задание № 2 (второй участник)
Разработайте план действий по искоренению слухов о вашей некомпетентности (что следует из коллективной жалобы родителей в администрацию школы), неответственном отношении к функциональным обязанностям (о чем делает вывод администрация на основании коллективной жалобы родителей), отсутствии должного внимания к классу (о чем говорят сами ребята в ответ на расследование администрации школы).
Задание № 3 (третий участник)
Под несанкционированным протестом учащихся подразумеваются случаи нарушения учебной дисциплины: опоздания, прогулы, грубость с учителями и т. п. Подобные ситуации возникают в переходном периоде (при появлении нового классного руководителя).
В этом задании вам необходимо вскрыть социально-психологические формы (корни) несанкционированного протеста и предложить систему мер, направленных на стабилизацию ситуации в классном коллективе.
2. Перечень основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
А. Методы педагогического воздействия:
а) требование (исходный метод);
б) перспектива (ведущий метод);
в) поощрение-наказание (метод коррекции);
г) общественное мнение (метод самоорганизации).
Б. Методы убеждения:
а) информация (исходный метод);
б) поиск (ведущий метод);
в) дискуссия (метод коррекции);
г) взаимное просвещение (метод самоорганизации). В. Методы организации коллектива:
а) единые требования (исходный метод);
б) самообслуживание (ведущий метод);
в) соревнование (метод коррекции);
г) самоуправление (метод самоорганизации). Г. Методы обучения:
а) инструктаж (исходный метод);
б) упражнение метод);
в) контроль (метод коррекции);
г) взаимообучение (метод самоорганизации).
3. Примерный перечень форм воспитательной работы:
— собрания (учеников, родителей, учеников и родителей);
— конференции;
— диспуты, дискуссии;
— КВН, викторины;
— походы, экскурсии, путешествия;
— учеба актива;
— праздники, фестивали, карнавалы;
— вечера отдыха;
— лектории, семинары, практикумы;
— ролевые игры по проблемам культурного поведения и др.
4. Тезаурус деловой игры.
А. Методы — педагогические средства, которые применяются в качестве способов организации учебно-воспитательного процесса и управления его развитием. Общее назначение любого метода воспитания состоит в том, что его применение обеспечивает стимулирование педагогически целесообразной деятельности детей. Иными словами, метод бы «включает» механизм образования у детей нужных качеств.
Б. Формы— конкретные воспитательные акции (мероприятия), которые помогают внедрить тот или иной метод социально-воспитательной, в т. ч. деятельности.