Приложение 11 МИР ЧЕЛОВЕКА Программа факультатива для пенитенциарных школ (автор В. С. Кукушин)
Несовершенство душ обидно...
О. Мандельштам
1. Пояснительная записка
Вечерняя (сменная) средняя школа № 26 Ростова-на-Дону работает в условиях закрытого социума. Она обслуживает людей трудной судьбы, находящихся в ИТУ-398/IO. Особенность школы состоит в том, что она не только решает общеобразовательные задачи и человеко-созидательные), но и специфические — нравственное возрождение личности.
Для людей, преступивших черту нравственности, самое главное — пережить состояние покаяния. Ведь только в покаянии, по словам П. Флоренского, грех делается отдельным от совершившего. Поэтому СШ-26должно не только возрождать отечественную культурно-педагогическую традицию, но и сделать главным приоритетом воспитательной работы формирование нравственности и духовности. Такая педагогическая позиция вполне созвучна наиболее авторитетной концепции воспитания в обновляющейся школе, ра зработанной членом-корреспондентом АО России, профессором Е.В. Бондаревской. По ее мнению, ядром личности человека культуры являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества.
Человек культуры — гуманная личность. Гуманность — это вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, стремлением к миру, согласию, добрососедству.
культуры личность. Ее воспитание предполагает раз
витие духовных потребностей, в том числе в познании, самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой, в творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.
Концепция Е.В. Бондаревской является логическим продолжением исканий русских философов и педагоговXIX—XX вв., формировавшихте- орию нравственного воспитания. Как бы то ни было, но апогей нашего безбожия, нашей бездуховности, постоянного поиска врага уже пройден. Независимо от ценза, от внутренней культуры, мы уже все осознали, что дальнейшая судьба любого народа должна быть неразрывно связана с освоением духовного наследия. Прав был Мережковский, утверждая, что в XX веке — веке борьбы креста с пентаграммой победит крест. В самом деле, за много лет мы впервые вслух заговорили о нравственности, святости, человеческой морали и милосердии. На одном из занятий по литературе в средней школе № 2 г. Ростова-на-Дону шестиклассники, обсуждая проблему нравственности и святости, самостоятельно пришли к выводу, что «святой» — вовсе не религиозный; святой — это нравственно чистый, возвышенный, в какой-то мере даже неземной. Для русского человека святость всегда была идеалом, может быть, поэтому наша страна — единственная на Земле, имеющая прилагательное «святая»: «святая Русь». Святость как критерий нравственности должна быть, видимо, в лексиконе и современного человека.
Сегодня мы вплотную подошли к необходимости создания учения о совести, на котором неизбежно смыкаются все религии и философии, в том числе и марксистская. Ведь возвышеннее, бесценнее совести для природы и общества нет ничего. Это — не открытие. Это возврат к русским национальным традициям, естественный для нашего времени — периода русского духовного ренессанса.
Методологической основой курса является гуманистическая философия, основным вопросом которой выступает Человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. Гуманистическая направленность, обращенность образования к человеку в современных условиях во многом определяется тем, закладывает ли оно в личность механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты и выживания в изменяющемся обществе. Отсюда вытекает и цель курса — возрождение нравственного, духовного и творческого потенциала учащихся.
Программа вовсе не претендует на окончательный вариант. Она является первой серьезной попыткой «очеловечивания» школьного учебного плана. Являясь экспериментальной, она нуждается в дальнейшей доработке, в чем немалую помощь могут оказать не только педагоги, но и учащиеся. Ведь только они могут оценить такие параметры курса, как доступность материала, содержательность, полнота освещения проблемы, практическая значимость.
2. Учебно-тематический план
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Образ человека в историко-культурном развитии |
8 |
2 |
Человек — высшая ценность |
8 |
3 |
Духовное становление личности |
6 |
4 |
Нравственное возрождение личности |
6 |
5 |
Благородная жизнь |
6 |
|
Итого. |
34 |
3- Основное содержание программы
Тема I. Образ человека в историко-культурном развитии.
Что есть человек? Воззрения на человека в Древней Греции. Мысли о человеке Платона и Конфуция. Концепция К. Маркса: человек — существо биосоциальное. Ленинская концепция человека — строителя коммунизма. Религиозные концепции человека-аскета. Психоаналитические концепции 3. Фрейда, Э. Фромма и Э. Берна. Образ духовно-нравственного человека, созданный Ф.М. Достоевским. Концепция Л.Н. Толстого. Материалистическая концепция человека, «открытая» Ф.Ницше. «Чистилище душ» XX века, созданное Ф. Мориаком. Нравственные идеалы героев Антуана де Сент-Экзюпери и Трумена Капоте. Концепция Ч. Дарвина: эволюционное развитие человека как результат мутации и постоянной борьбы за существование. Русский «космизм»: Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, В Соловьев о человеке как планетарном явлении. Популярность различных концепций человека. Трагедия одних и актуальность других концепций. Учение о человеке Е.И. Рерих. Образ человека в творчестве А. Белого, М. Волошина, В. Хлебникова, Ф. Сологуба. Общность большинства концепций человека: «Спасение Человека — в культуре и в Боге». Древнейшие модели человека культуры в трудах Платона и Конфуция. Истинная нравственность в поступках и жизни — главнейший компонент этой модели. Последующие дополнения этой модели. Выхолащивание модели человека культуры в социалистическом обществе.
Современная концепция образования в России: культуроформирую- Шая и человекосозидательная функции образования. Образование как озарение человека. Образование как средство самопознания и самореализации человека.
Практические занятия: сочинение учащихся «Что есть Человек?» Обсуждение лучших творческих работ.
Звуковой ряд: А. Вивальди, «Весна».
Тема 2. Человек — высшая ценность.
Духовная сущность человека как главное его отличие от всех существ на планете. Душа человека и ее интерпретация в историческом развитии. Личность человека. Характер человека. Воля человека. Темперамент человека. Память человека. Назначение человека на Земле. Смысл нашей жизни.
Творческое начало в человеке как его неповторимая черта.
Самодиагностика, самопознание, самовыражение, самоутверждение, самореализация. Саморегуляция поведения.
Практическое занятие I: Самопознание (по различным психологическим тестам). «Чем я ценен для общества? Почему люди тянутся ко мне?»
Практическое занятие 2: Урок творчества.
Практическое занятие 3: Выставка творческих работ учащихся с комментариями авторов работ и их обсуждением.
Тема 3. Духовное становление личности.
Проблема духовного. Сущность духовного. Степень адекватности «духовность» и «религиозность». Выдающиеся мыслители о религиозном воспитании.
Единство и взаимовлияние науки и религии в поисках Истины. Поиск Истины в русском искусстве вв. Вклад русских художников в мировое исследование категорий Вечности и Вселенной. Духовность как национальная черта русского характера.
Ведущие составляющие духовности личности: потребность познания и самопознания; потребность в красоте; рефлексия; потребность в общении; поиск смысла жизни и Истины; автономия внутреннего мира, цельность; способность к творчеству; вера в неограниченные способности человека; личные убеждения и уважение убеждений других людей; признание и оценка значимости каждого конкретного индивида; способность строить взаимоотношения с другими людьми; вдохновение, рожденное окружающим миром природы; эмоциональность; созидательность; способность к нравственной самооценке; способность любить других.
Степени духовного роста: хаотическая и асоциальная, формальная и групповая, вольномыслящая и индивидуальная, общественная и интегральная. Некоторые пути духовного развития личности: познание и отражение личного опыта; сомнения и исследование значения опыта; признание существования окружающих нас людей как независимых субъектов бытия; понимание и оценивание всего спектра возможных реакций и объяснений; развитие собственных взглядов; применение достигнутого уровня понимания к осмыслению собственной жизни.
Главные духовные ценности: Человек, Отечество, мир, труд, семья, жизнь и природа. Ценности семьи и брака. Семья как идеал человека.
Природа в опасности! Апокалипсис Нового завета. Этика взаимоотношений человека и природы.
Практическис занятия:
Просмотр видеофильма «Иисус Христос» производства «Джизас филм Проджект» с Брайаном Диконом в заглавной роли.
Анализ фрагментов Святого Писания, сопровождающих перечисленные ниже произведения русских художников. Обсуждение работ выдающихся русских художников XIX— XX вв., философски осмысливающих суть Истины:
Иванов А,А. Явление Христа народу. Лука, 3, 23. Матфей, 3, 1 — 15. Марк, 1,4—6. Матфей, 4, 18—22.
Ге Н.Н. Тайная вечеря. Матфей, 26, 17-
Ге Н.Н. Что есть Истина'.' Матфей, 27, 11 — 14. Иоанн, 18, 37—40. Ге Н.Н. Голгофа. Матфей, 27, 31-34.
Ге Н.Н. Совесть. Иуда. Матфей, 27, 3—5. Крамской И.Н. Христос в пустыне. Лука, 4, 1—2. Матфей, 4, 1—4.
Семирадский Г.И. Христос и грешница. Иоанн, 8, 1—9. Поленов Христос и грешница. То же.
Врубель МА Сошествие Святого Духа. Деяния святых апостолов, 2,
Врубель МА Надгробный плач. Иоанн, 19, 38—42. Лука, 23,55. Марк, 15,47.
Врубель МА Воскресение Христа. Матфей, 28, 1—6. Васнецов В.М. Христос-Вседержитель. Иоанн, 6, 38—40. Васнецов В.М. Распятие Христово. Иоанн, 19, 16—30. Васнецов В.М. Радость праведных о Господе. Преддверие Рая. Откровение Иоанна Богослова, 7, 9—10.
Васнецов В.М. Положение во гроб. Матфей, ^ , 57—61. Плащаница. Иоанн, 19, 39.
Васнецов В.М. Страшный суд. Откровения Иоанна Богослова, 4, 1 — 5; 5, 1-3; 20, 12.
Катарбинский Моление о чаше. Марк, 14, 32—36.
Нестеров М.В. Христос у Марфы и Марии. Лука, 10, 33—42.
Нестеров М.В. Воскресение Христа.
Нестеров М.В. Христос.
Нестеров М.В. Отечество.
Рерих Н.К. Матерь Мира.
Рерих Н.К. Чудо. Явление Мессии.
Рерих Н.К. Святой Сергий.
М у з ы к а л ь н ы й фон при просмотре и обсуждении картин: Чайковский П.И, «Литургия», «Всенощная».
Рахманинов СВ. «Всенощная», «Литургия Иоанна Златоуста», а также отдельные произведения с христианскими мотивами Алябьева, Борт- Глинки, Гречанинова, Кастальского, Танеева и др.
Тема4.Нравственное становление личности.
Проблема нравственного. Теория нравственного воспитания. Сущность нравственности. Степень адекватности понятий «этика», «мораль», «нравственность». Ценность нравственности и нравственные ценности.
Нравственный мир человека: Нравственные качества: добродетель и зло, решительность и упрямство, жертвенность и безучастность, доблесть, мужество, малодушие, трусость, скромность, простота, тщеславие, честолюбие, надменность, высокомерие, благоразумие, безрассудство, мудрость, глупость. Нравственные чувства: любовь, ненависть, благожелательность, гнев, стыд, бесстыдство, радость, печаль, страх, бесстрашие, сострадание, жестокость, зависть. Нравственные принципы: альтруизм и эгоизм, коллективизм и индивидуализм, гуманизм и бесчеловечность, и аскетизм, оптимизм и пессимизм, правда и ложь, честность и лицемерие, лесть, клевета. Нравственные поступки: слово и дело, обещание и исполнение, благотворительность и благодарность, добро и польза, одиночество и дружба, вежливость и грубость, мысль, поступок, привычка. Социально-нравственный тип личности: активность и пассивность, гражданин и мещанин, труженик и тунеядец, свободный человек и раб, трезвый и пьяница, благородный и низкий в поступках.
Категорический императив Канта. Универсальные нравственные ценности. Нравственность в повседневной жизни. Старая и новая мораль.
Совесть как важнейший критерий нравственности поступков. Извращения совести: неверно сформированная совесть, неоправданное чувство вины, ослабленная совесть, консервативная совесть. Формирование совести. Совесть и справедливость.
Честность как основа общества и хороших отношений между людьми. Честность в поступках и мнениях. Честность по отношению к отдельным лицам и обществу в целом. Ответственность и честность.
Человек в мире моральных ценностей. Моральное сознание. Общественный этикет. Нравственная деятельность. Этика труда. Религиозная этика. Терпимость и веротерпимость. Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни.
Эволюция этики. Нравственность в политике, совесть и власть. Этика и право. Историческая этика. Нравственность в медицинской и физической науке. Экологическая этика. Нравственное отношение человека к Земле, животным, растениям, Космосу. Благоговение перед всем живым по А. Швейцеру. Этика П.А. Кропоткина.
Нравственная регуляция поведения человека. Личностный характер мотивации поведения, опора на духовные ресурсы личности, на потребности человека в самоуважении и достоинстве. Опора нравственного поведения не на страх наказания или осуждения, а па внутреннее уважение человека к моральным ценностям, на добрую волю и голос совести. Неступени морального человека: дей-
сгиовать морально, сформированное как принцип поведения; знание законов и условностей поведения, принятых в обществе; знание и понимание критериев, выдвинутых в качестве основания суждений по проблемам морали; способность формулировать собственные суждения по вопросам морали.
Мораль как способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное им.
Практическое занятие:
содержания фильма «Иисус» с позиций современной
морали.
• Искушение Иисуса сатаной: Лука, 4, 1-
Искушение в нашей жизни. Как бы ты поступил на месте Иисуса?
Сатана— Человек—Бог. Какое место в жизни Человека занимает сатана? Ьог?
• Евангельские притчи и их смысл: Матфей, 13, 3—3, 13, 18—23; Иоанн, 8, 3-1 I; Марк, 12, 38-44; Лука, 15, 3-
О сеятеле или готовности принять доброе слово. Самодиагностика; две лепты бедной вдовы, или об истинной щедрости.
Иисус и грешница, или начни с себя.
О заблудившейся или о деле спасения «грешников».
О добром самарянине, или кто есть ближний твой.
• Этика Христа: Матфей, 5, 38—47; 7,1 -
Месть.
Прощение.
Заповеди Иисуса.
• Обсудите смысл жертвы Христа, совершенной ради спасения человечества: 1 Петра, 3, 18.
Тайная вечеря. Пророчество Иисуса. Суд над Иисусом. Роль Пилата.
Почему Пилат хотел снасти Иисуса?
Зачем фарисеям нужна была смерть Иисуса'.'
Почему Иисус, зная о казни, не бежал, не сопротивлялся?
Почему он не хотел оправдываться на суде?
Почему Иисус хотел умереть?
• Евангельские чудеса и их толкование в контексте возможностей человеческой веры и нравственности: Марк, 46—52; Марк, 5, 25—34; Матфей, 14, 22-23.
Исцеление слепого.
Исцеление женщины от прикосновения.
Апостол Петр пытается идти по воде, или о цене сомнения.
Почему Иисус тратил на исцеления так много времени, хотя Он был
занят — учил людей?
Тема 5. Благородная жизнь.
В чем ценность жизни? Основополагающие ценности жизни: Истина, Добро и Красота. Их соответствие трем функциям нашего духа: разуму, воле и чувствам. «Спешите делать добро». Жизнь Иисуса Христа и ее духовные и нравственные аспекты. Жизнь Мухаммеда. Жизнь Будды. Жизнь Сергия Радонежского. Жизнь Серафима Саровского. Жизнь Великой княгини Елизаветы Федоровны. Жизнь Аладжаловой Акюлине Погосовны — благотворительницы из Нахичевани-на-Дону. Жизнь таганрогской благотворительницы Виргинии Спиридоновны Магула. Жизнь старца Павла Таганрогского. Мать Тереза и ее Орден.
Ступени формирования цельной личности: созидание своей личности, формирование отношений с другими людьми, формирование здоровых отношений с окружающей средой.
Формирование в семье и коллективе атмосферы доброты, доверия и честности. Культивирование понятий «совесть», «приличие», «порядочность». Формирование ответственности в делах и обязательности во взаимоотношениях; формирование стойкости по отношению к давлению среды — алкоголю, никотину, наркотикам. азартным играм.
Ответственность как этическая доминанта общества XXI века.
Приобщение к великой мысли, подаренной миру Россией: миром правит любовь.
Практическое занятие 1:
«Круглый» стол. Дискуссия по проблеме.
«Что такое греховность?»
• Определение понятий «грех».
• Безгрешность Христа: Лука, 3, 22; Иоанн, 18, 19—24; Иоанн, 18, 38; 19, 4—6; Марк, 15, 15; Лука, 23, 13-25.
• Не устарело ли это понятие в наши дни?
• В чем мы греховны?
• Правы ли те, кто утверждает: в государстве, утратившем представление о грехе и нравственности, порядок может быть наведен только насилием?
• Греховна ли любовь?
Практическое занятие 2:
Составить моральный кодекс группы, класса или лично для себя.
Практическое занятие 3:
Разработка личного герба или экслибриса, отражающего нравственные традиции автора или его семьи.
Звуковой ряд (фоновый): «Лебедь».
С. Рахманинов, «Пламя».
М. Чюрленис, «Море».
Литература
1. Августин Блаженный- Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1992.
2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. — ML, 1985.
3. Аристотель Стагирит. Большая этика / Соч. в 4 т. — М., 1976.
4. Бердяев НА. О назначении человека. — М., 1993.
5. Бердяев НА. Философская истина и интеллигентская правда // Христианский учитель. 1993. № 2.
6. Берн Э. Игры, в которые ифаютлюди. Люди, которые играют в игры. — М., 1988.
Синодальное издание.
8. Болдырева С.Н., Лысенко Л. И. Гуманитарно-эстетическая система воспитания города // Воспитание и личности в обновляющейся система образования. — Таганрог. 1993.
9. Бондаревская ЕВ. Отечественная культурно-педагогическая традиция // Опыт разработки концепции воспитания. — Ростов н/Д, 1993.
10. Бондаревская ЕВ. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Там же.
Вагнер В поисках Истины. — М., 1993.
12. Система общих категорий этики. — М., 1978.
13. Гришин Д. М.. Михеева Г. И. Циолковский К.Э.: этика космическая и земная // Магистр, №
14. Гумницкий Г.Н. Нравственный поступок и его оценка. — М., 1978.
15. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. — М., 1990.
16. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. — М., 1982.
17. Гусейнов АА. Социальная природа нравственности. — М., 1974.
18. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. — М., 1982.
19. Дарвин Ч. Нравственная культура// Мое миросозерцание. — СПб,
1909.
20. Диккенс Ч. Жизнь нашего Господа Иисуса Христа. — Рига, 1991.
21. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.
Собрание сочинений в 30 т. Тома
1972.
23. Драч Г. В., Чичина Е.А. Культура общества и личность. — Ростов н/Д, 1992.
24. Дробницкий 0,1. Проблемы нравственности. — М., 1977.
25. ДэвидЛ. Пэскал. Духовное и моральное развитие. Рабочие материалы для дискуссии // Магистр, № 2.
26. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, спасителя мира/ Сост. Ф.Ф. Пуцыкович. СПб, 1900. — Ставрополь,
27. Жизнь Иисуса Христа: поступки, деяния. — Ростов н/Д, 1990.
28. Зинченко В.Н., Мещеряков И.А: Человек? Этого мы не проходили // Человек. 1995. №5.
29. Ильин И,А. Творческая идея нашего будущего. — Новосибирск, 1991.
30. Ильин И.А. Феномен человека. — М., 1993.
31. Кацура А.В. Экология и человеческие ценности // Вестник АсЭкС. 1994. № 2.
32. Коран/Пер. И.Ю. Крачковского. — Москва—Майкоп, 1986.
33. Кропоткин П.А. Этика. — М., 1991.
34. Куражковский Ю.Н. Учение о человеке. — Ростов н/Д, 1993.
35. Мечников И.И. О человеческом в человеке. — М., 1991.
36. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. — М., 1994.
37. Мой мир и Я. Пособие для учащихся /Под ред. Б.П. Битинаса. — М., 1993.
38. Мориак Ф. Матерь. Пустыня любви. ТерезаДескейру. Клубок змей. — М., 1981.
39. Мориак Ф. Фарисейка. Мартышки. Подросток былых времен. — М., 1971.
40. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. ПСС в 9 т. —Т. 3. -М., 1911.
41. Образ человека / ред. Гуревича. — М., 1993.
42. Попова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. — М., 1991.
43. Печчеи Ф. Человеческие качества. — М., 1980.
44. Скрыпник А.П. Добродетель. Аморальность. Зло // Магистр. 1993.
№4.
45. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Собр. соч. в 2 т. — М., 1990.
46. Старец Павел Таганрогский. — Ростов н/Д, 1994.
47. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. — М., 1987.
48. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? — М., 1882.
49. Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М., 1989.
50. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человека. — М., 1915.