Приложение 12 ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Программа факультатива для пенитенциарных школ(автор В. С, Кукушин)
Тот, кто не знает грани ц своим желаниям, никогда не станетхорошимгражданином.
Б. Сухомлинский Думай сам, но поступай общезначимо.
И.Кант
Мир наших дней удивительно противоречив, жесток и динамичен. Почти 40 лет назад в предисловии к произведениям О. Уайльда известный советский литературовед-гуманист заметил, что наш век войдет в историю человечества как век колоссальных технических достижений и как пек... падения духовных ценностей и размывания эстетических идеалов. Трудно с этим не согласиться.
Особенно остро это чувствуешь сегодня, и даже не тогда, когда по телевидению смотришь так называемые развлекательные программы, а когда приходишь в класс при исправительном учреждении. Многие попали сюда не потому, что по своей сути жестоки или страдают клептоманией, а потому, что общество чуть ли не в подростковом возрасте бросило их на выживание. Не потому, что они ненавидят окружающих, а потому, что социально-экономические условия стали невыносимыми, а окружение лишило их человеческого участия. И понимаешь простую, но социально значимую истину, высказанную еще в XIX веке выдающимся русским врачом и мыслителем Ф. П. Гаазом: преступление чаще всего бывает несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей человека среды и невежества.
Еше большие потрясения ждут наших учащихся при выходе на свободу. Их часто шокирует не только ритм жизни, но и полная социальная незащищенность: проблемы регистрации (прописки); трудоустройства и адаптации в семье; новые ценностные ориентиры в обществе и даже... «новые болезни». это практически недостаточно отражается средствами массовой информации и поэтому может быть осмыслено и усвоено в порядке бесед-консультаций или в рамках специальных факультативных занятий. Отсюда и востребованность курса «Человек в современном мире».
Первая попытка создать такой курс была сделана еще в 1997 г. В № 2 журнала «Открытая школа» была опубликована программа А. Г. Сломчин- ского и Б.Д. Еремеевой «Подготовка осужденных к жизни на свободе». Несомненно, к инновационной работе нельзя предъявлять повышенные требования — ведь это только апробация новой идеи. Но, соглашаясь в целом, мы категорически не принимаем само название спецкурса. Занимая в педагогике гуманистическую позицию, считаем недопустимым присутствие слова «осужденный». Опираясь на программу свердловчан и исходя из концепции нравственного возрождения личности в условиях закрытого социума, мы назвали факультатив «Человек в современном мире». Такое название глубже и шире раскрывает адаптивную сущность учебного предмета и имеет более корректное звучание. Ведь для педагогов в классе присутствуют не осужденные, а учащиеся.
Курс «Человек в современном мире» реализует одновременно несколько функций пенитенциарной школы: коррекционную, самоактуализации, валеологическую, правовой зашиты и охраны, ресоциализации. Идея курса помогает на практике формировать образ человека культуры, одной из ведущих черт которого, по убеждению академика РАО, проф. Е. В. Бондарев- ской, являются высокие адаптивные качества. Задачи курса:
— профессиональная адаптация учащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в повышении их деловой квалификации;
— санитарно-гигиеническое, медицинское просвещение, популяризация знаний;
— правовое просвещение с учетом всех изменений Уголовного кодекса;
— психологическая защита учащихся;
— педагогическая коррекция;
— формирование в сознании учащихся понимания своей уникальности, самоценности и полезности семье и обществу.
Курс логически продолжает факультатив «Мир Человека» (авторская программа разработана нами в 1997 г.). Его структура вытекает из прогностической модели развития нашей школы на 1997—2007гг. и функциональной специфики пенитенциарного учреждения. Методологической основой для разработки программы послужили гуманистические идеи русской классической философии XIX—XX вв. Преподавание дисциплины «Человек в современном мире» нам представляется единственно правильным в русле гуманистической (феноменологической) парадигмы образования, наиболее популярной и актуальной в современной России. При этом мы актуализируем личностный подход к обучаемым, стремимся по возможности обнаружить, реанимировать и развить творческое начало в каждом ученике. Специфика методики преподавания учебной дисциплины состоит в преобладании не монологической (лекционной) формы занятий, а в диалоге «учитель-ученик», обилии тестирования и самотестирования, ролевых и деловых игр, дискуссий, решения практических задач. Лекционная форма уроков оптимальна лишь для вводных (по каждой теме) занятий и
31 1
для случая приглашения преподавателей-лекторов со стороны (врачей. психологов, правоведов, представителей налоговой инспекции).
Критерии эффективности факультатива — посещаемость занятий учащимися, их активность, проявление творчества, индекс развития по специальному
Учебно-тематический план
№№ тем |
Тема |
Часы |
1. |
Психология личности |
16 |
2. |
Ценности семьи |
10 |
3. |
Общение в коллективе |
8 |
4 |
Человек и его здоровье |
10 |
5. |
Человек и право |
8 |
6. |
и труд |
8 |
7. |
Человек к природа |
4 |
8. |
в своем доме |
4 |
|
Итого: |
68 |
Содержательный аспект программы
Тема 1. Психология личности (16 ч)
Сущность психологической науки. Человек — главный предмет изучения психологии. Понятие «личность». Структура личности. Воля. Темперамент. Характер. Эмоции. Способности. Сознание. Человек — интегральная личность. Гражданская позиция личности. Саморегуляция личности. Воспитание личности. Человек — бесценная данность Природы. Судьба Человека по Эрику Берну. Как перестать бояться и начать жить (поД. Карнеги).
Педагогические акценты: развитие способностей, коррекция характера, воспитание воли, доброта и сострадание как неотъемлемые черты Человека.
Практические понятия: тестирование с целью самопознания: «Доброжелательны ли Вы?»; «Как Вы к себе относитесь?»; «Любят ли Вас люди?»; «Насколько у Вас сильный характер?»; «Умеете ли Вы слушать?»; «Обаятельны ли Вы?»; «Какой у меня характер?»; «Какой у меня
Звуковои ряд. Стихотворение И. А. Бунина «Вечер», фрагменты поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Тема 2. Ценности семьи (10 ч)
Психология сексуальности. Теория 3. Фрейда. Понятие о неполной, моногамной и полигамной семье. Образ семьи в различных цивилизациях. Половой вопрос и его значение для понимания и борьбы с проституцией. Пропаганда «свободного» образа жизни в годы XX века: идеи
Инессы Арманд и Александры Коллонтай о «раскрепощении» женщины. Итоги эмансипации женщины в современном обществе.
Семья как ценность. Семья как основа личного счастья человека. Семья как основа материального благополучия. Семья как нравственный идеал человека. Особенности психологии детей, юношества, женщины, мужчины, пожилых людей. Основные причины бракоразводных дел. Сексуальность в браке. Основы семейной педагогики. Семейная дипломатия. Семья — смысл жизни Человека. Регулирование семьи. Роль отца в формировании будущего мужчины и будущей женщины. Консультации «Брак и семья».
Педагогический акцент: Человек обречен быть не одиноким.
Тестирование с целью самопознания: супружеские тесты № 1—4 (по книге Л. Москвина); Насколько Вы терпимы? Умеете ли Вы отличить мужчину от женщины? (американский тест на выявление характера).
Звуковой ряд. Притчи И. С. Тургенева «Эгоист» и «Житейское правило».
Дискуссия на одну из тем: 1. Нужно ли «лицензирование» родителей? Если да, то какой экзамен они должны сдать? 2. Как отношения старших братьев и сестер с младшими готовят старших к роли родителей? 3. Нужна ли нам эмансипированная женщина?
Творческая работа: Мое фамильное древо.
Тема 3. Общение в коллективе (8 ч)
Категория общения в психологии. Межличностные отношения в группах и коллективах. Человек-манипулятор. Структура взаимоотношений в коллективе (основы социологии). Конфликт как общественное явление. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Язык тела. Конституционная концепция Кречмера и Шелдона и применение ее на практике. Предпосылки продуктивного общения. Самооценка. Стратегия принятия решений.
Педагогический акцент: В любом конфликте виноваты обе стороны.
Тестирование с целью самопознания: Общительны ли Вы? Какой я в общении? Конфликтная ли Вы личность? Насколько Вы благоразумны?
Звуковой ряд. Фрагмент «Отчего я счастлив» из повести Л.Н. Толстого «Казаки»; стихотворение Н.А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»; отрывок из притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Тема 4. Человек и его здоровье (10 ч)
Профессиональные и сезонные болезни. Эпидемии. Инвазии. «Мужские и их профилактика. Заболевания, передающиеся половым путем: герпес, гепатит В, сифилис, хламидиоз, негонококковый уретрит, генитальные бородавки, гонорея, СПИД. Их этиология и профилактика. Безопасный секс.
Давление среды: никотин, алкоголь, наркотики. История их появления в жизни общества и последствия. Свобода и право противостоять толпе. Вредные привычки и их профилактика.
Психическое здоровье человека. Фрустрация, аффект. Причины и профилактика суицида. Телефоны доверия. Консультация психоаналитика.
Педагогический акцент: Человек — хозяин своего здоровья.
Упражнения: Медитация. Храм тишины. Диалог со временем. Диалог с обжорой. Абсолютное здоровье.
Дискуссия: Неужели веселиться можно только «под кайфом»?
Звуковой ряд." эссе Д. Пауэлла «Почему я боюсь любить? Для медитации использовать классическую камерную или современную электронную музыку.
Тема 5. Человек и право (8 ч)
Свобода и ответственность. Понятие о регистрации граждан («прописке») в местах постоянного проживания и временного пребывания. Новое в уголовно-исполнительном законодательстве. Судимость и ее последствия. Жилищные проблемы лиц, освободившихся из мест заключения. Жилищное законодательство в России.
Порядок и нормативы уплаты налогов. Налоговая ответственность. Налоговая декларация, ее заполнение и сроки представления в налоговую инспекцию. Налоговые льготы для индивидуальной трудовой деятельности и в случае улучшения жилищных условий.
Педагогический акцент: ЯюЬос право взаимосвязано с ответственностью.
Стихотворение Пастернака «Гамлет»: отры
вок из романа братьев Стругацких «Трудно быть Богом».
Тема 6. Человек и труд (8 ч)
Специфика современного рынка труда в России и Ростовской области. Формы трудовой деятельности. Виды трудовых соглашений. Документация и порядок приема на работу, в том числе на машины и механизмы. Новое в правилах дорожного движения, в российском трудовом законодательстве.
Азы производственной экономики: основные и оборотные производственные фонды, их амортизация. Издержки производства (себестоимость продукции) и пути их снижения. Прибыль. Уровень рентабельности. Норма рентабельности. Окупаемость затрат. Пути повышения рентабельности производства.
Малый и средний бизнес. Порядок регистрации, лицензирования малых Характер налогообложения. Трудовое
Педагогические акценты: потребность в труде и творчестве — высшие потребности человека: известная фраза «Экономика должна быть экономной».
Практическое занятие: оформление разного рола заявлений; составление бизнес-плана (для тех, кто собирается открыть «дело» и взять кредит в банке).
Тема 7. Человек и природа (4 ч)
Актуальные экологические проблемы современности. Основы экологического законодательства. Экологическая полиция и ее социальное значение. Экологическая культура населения и ее значение для выживания. Ощутимые последствия антропогенной деятельности: «озоновые дыры», «искусственные пустыни», погодные аномалии. Человек и радиация. Охрана природы — конституционная обязанность каждого гражданина России.
Этика взаимоотношений Человека и Природы. Сад и огород. Виды и нормы внесения удобрений. Безопасные способы заготовки на зиму овощей и фруктов. Современные воззрения на сыроедение. растения вокруг нас. Основы фитотерапии: заготовка, хранение и использование целебных трав.
Педагогический акцент: Человек — неотрывное звено цели геобиоценоза. Гибель природы означает гибель Человека.
Звуковой р я д: Фрагмент сказки Антуанаде Сент-Экзюпери «Маленький принц»; фрагмент «Апокалипсиса» из Святого Писания.
Практическое занятие: обмен опытом приготовления домашних целебных напитков.
Тема 8. Человек в своем доме (4 ч)
Основы эстетики интерьера. Проверка квартиры биолокацией на предмет выявления зон и правильной расстановки мебели. Основы цветотерапии. Культура быта. Ремонт квартиры современными материалами, их экологические параметры Современные материалы: пенистые герметики, гидроизоляторы и пр.
Бытовая химия. Борьба с комарами, тараканами и домашними грызунами.
Кошка в доме. Ее традиционный функционал и новые раскрывающиеся возможности. Значение домашних животных в создании психологически комфортной для человека среды.
Семейный бюджет: дебет, кредит, баланс, сальдо Источники пополнения семейного бюджета.
Педагогический акцент: жилище для человека — своеобразный центр мироздания.
Практическое занятие: составление карты геопатогенных зон в помещении.
Зрительный ряд: эстетика интерьеров жилых и общественных зданий.
Литература
1. Азаров Ю. Семейная педагогика — М.: Аргументы и факты, 1993.
2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. — СПб.: Братство,
1994.
3. Битинас Введение в философию воспитания. — М.: Изд-во МФО, 1996.
4. Блох И. История проституции. — Ростов н/Д.: Дон, 1991.
5. Бородкин Ю.С., Грекова Т.И. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. — Л.: Наука, 1987.
6. Буль П. И. Основы психотерапии. — М.: Медицина, 1974.
7. Все о мужчинах. Образ и суть / Под ред. С.В. Никогосова. — Ростов н/Д, 1996.
8. -Каигородова Л. А. Грамматика общения. — Новочеркасск: Изд-во НГМА, 1996.
9. Д. Как завоевать и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1990.
10. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1990.
11. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М.: Дело, 1993.
12. Кукушин В. С. Учителю физики о воспитании. — Ростов н/Д: Гин- Го, 1998.
13. Кукушин В. С. Экология человека. —Ростов н/Д: Логос, 1994.
14. Кукушин В. С., Оганесова Т. X. Педагогическая деятельность и общение. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.
15. Курс практической психологии / Сост. P.P. Кашапов. — Ижевск: ИздвоУГУ, 1996.
16. Липсиц И. В. Экономика без тайн. — М.: Дело, 1993.
17. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.
18. Любовь, жизнь и семья / Под ред. Д. Уильямса. — М.: Изд-во МФО,
1998.
19. Мальшевскии А. Ф. и др. Мир человека. — М.: Просвещение, 1994.
20. Маслова Н. Ф.,Туренская Е.С.,Дубровина Р. С. Познай себя. — Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993.
21. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов: Научная книга, 1996.
22. Общая психология / Сост. Е. Л. Рогов. —М.: Владос, 1995.
23. Поликарпов В. С. Любовь и эротика в истории мировой — Ростов н/Д: Логос, 1993.
24. Понделичкова-Машлова Я. Сексуальность в супружестве. — М.: Московский рабочий, 1991.
25. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.
26. Фишер Ст., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.:Дело, 1993.
27. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.
28. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других / Сост. С. Степанов. — М.: Семья и школа, 1994.
29. Шевандрин Н.И. Психодиагностика и развитие личности. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1992.
30. Я в мире людей. Части 1, 2/ Под ред. Б.П. Битинаса. — М.: Изд-во МФО, 1997.
3\. Яффе М., Фснвик Э. Сексв жиз] имужчины. — М.: Медицина, 1991.