Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Приложение 13 КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ курса коррекционно-развивающих занятий для детей с неблагоприятным прогнозом обучения — развитие психических процессов и речи (авторН.А.Румега)

    Содержание материала

    Приложение 13 КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ курса коррекционно-развивающих занятий для детей с неблагоприятным прогнозом обучения — развитие психических процессов и речи (авторН.А.Румега)

    Ежегодно в результате тестирования будущих первоклассников выявляется группа детей с неблагоприятным прогнозом обучения (НПО). Эти дети имеют низкую интеллектуальную, психофизиологическую, волевую и мотивационную готовность к школе. Иными словами, у детей с НПО отмечается ограниченный запас представлений об окружающем мире, недостаточно развиты такие важнейшие мыслительные операции, как сравнение, исключение, обобщение, классификация," имеются нарушения тех или иных видов восприятия, памяти, внимания, отмечается низкая или отрицательная учебная мотивация, недостаточно развита мелкая моторика. Кроме того, возможны различные нарушения эмоционально-личностной сферы (импульсивность, повышенная тревожность, агрессивность, трудности в общении, неадекватная самооценка)

    Для большинства детей такой группы характерно также недостаточное развитие речи (нечеткость артикуляции, нарушение фонематического восприятия, ограниченный словарный запас, трудности в составлении собственных связных высказываний).

    Очевидно, что у этих детей период адаптации проходит с различными затруднениями, может затянуться, привести к стойкому негативному отношению к школе и неуспешности в обучении.

    Для предупреждения явлений дезадаптации в сочетании с другими формами помощи детям с НПО предлагается курс коррекционно-разви- вающих занятий. Курс может проводиться как школьными психологами на этапе адаптации первоклассников с НПО к школе, так и учителями- логопедами в качестве пропедевтических занятий по формированию психологической базы речи у детей с первичными речевыми нарушениями.

    Цель курса: предупреждение развития дезадаптации к школе.

    Основные задачи:

    — коррекция и развитие различных видов восприятия, памяти, внимания;

    развитие мыслительных операций анализа, классификации, установления причинно-следственных связей;

    — обогащение запаса представлений об окружающем мире;

    —  развитие речи и формирование коммуникативных навыков;

    —  развитие мелкой моторики кисти;

    —  формирование положительной учебной мотивации;

    —  формирование адекватной самооценки, развитие навыков самоконтроля;

    формирование                          в своих силах,                    тревожности,

    агрессивности и других негативных эмоциональных проявлений.

    Критерии отбора детей в группу. Труп па формируется из детей, имеющих низкие показатели по всем видам готовности к школе (интеллектуальной, психофизиологической, волевой, мотивационной). Нецелесообразно зачислять в группу детей с ярко выраженным гипердинамическим синдромом. Как показывает опыт, такие дети дают более высокую динамику развития при проведении                                                                        коррекционно-развива- занятий и соответствующих медико-гигиенических мероприятий.

    Основные принципы в построении занятий курса:

    — подбор приемов и методов коррекционной работы с опорой на ведущую деятельность возраста;

    —  учет зоны ближайшего развития и опора на сохранные качества личности в коррекционной работе;

    — соблюдение принципа последовательности и цикличности в подборе заданий;

    — использование полифункциональных упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач;

    — использование принципов педагогики сотрудничества при взаимодействии с детьми;

    — строгое соблюдение психогигиенических требований при проведении занятий.

    Логика построения курса: программа курса включает в себя 4 раздела, направленных на формирование различных качеств познавательной, эмоционально-волевой сфер, развитие речи, мелкой моторики кисти.

    Таким образом, на всех занятиях решается сразу несколько коррекци- онно-развивающих задач. Каждое занятие строится как участие детей в какой-либо игровой или сказочной ситуации («Путешествие в деревню». «Лесная школа», «Город гласных букв» и т. п.), что позволяется создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к занятиям, снижает тревожность, облегчает взаимодйствие друг с другом.

    По своей структуре занятие включает в себя подготовительных, основной и   этапы.

    Задачей подготовительного этапа является формирование положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного эмоционального возбуждения, развитие групповой сплоченности. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия                                                                               различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности.

    Задания для основного этапа занятия подбираются в соответствии с поставленными коррекционно-развиваюшими задачами. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий пси

    хологической направленности, имеющих разнообразное оформление.

    Задачей заключительного этана является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе урока. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов — цветка настроения, солнышка, гномика и т. п.

    Количество, продолжительность и периодичность занятии курса.

    Курс состоит из 23 занятий. Продолжительность каждого занятия — 40 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. Начало курса — последняя неделя сентября, окончание последняя неделя ноября.

    Опыт показывает, что работа по профилактике дезадаптации значительно эффективней, чем работа но устранению ее последствий. Проведение занятий именно в такой временной отрезок позволяет в значительной степени предупреждать явления дезадаптации.

    Критерии опенки эффективности курса: Основными критериям и оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичной, повторной и отсроченной диагностик. Диагностики проводятся с использованием следующих методик: тест Вицлака, методик Венгера, тест Люшера, анкета по определению учебной мотивации Лускановой.

    Первичная диагностика проводится в                                повторная — по

    окончании куса занятий, отсроченная — в конце учебного года. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.

    Содержательный аспект программы курса занятий

    Тема

    Кол-во

    п/п

    часов

    1

    2

    3

    1

    Давай познакомимся

    1

    2

    Моя семья

    1

    3

    Школа: уроки, перемены

    2

    4

    Путешествие в деревню

    1

    5

    в Лесная школа

    2

    1

    2

    3

    6

    Что растет в саду на грядках


    7

    Времена года


    8

    Мой дом

    2

    9

    Режим для школьника

    1

    10

    Из чего делают веши

    I

    11

    Вес работы хороши

    1

    12

    В гостях узвуковичков

    1

    13

    Путешествие в город Гласных букв

    1

    14

    Путешествие в страну Сообразилию

    4

    15

    Чему мы научились

    1

    Итого:

    23



    Please publish modules in offcanvas position.