Приложение 14 Конспект коррекционного занятия № 4 (автор Н. А. Румега)
Задачи:
— развивать внимание и слуховое восприятие, обогащать запас представлений об окружающем мире;
— способствовать формированию групповой сплоченности, интереса к занятиям, положительной учебной мотивации;
— обогащать словарный запас учащихся в рамках лексической темы «Домашние животные», развивать связную речь;
— развивать мелкую моторику кисти.
Оборудование: картинки «Домашние животные», картинный план для составления рассказа о животном, вагончики и паровозик из картона, конверты с цветными прямоугольниками (по 2 на каждого ученика»), магнитофон, коробочки с крупами.
Планзанятия
1. Подготовительный этап
1.1. Приветствие
групповое сплочение.
2. Основной этап.
2.1. Беседа о домашних животных
2.2. Игра «Чей голосок?».
2.3. Игра «Отгадай, что в коробочке».
2.4. Рисование по инструкции.
3. занятия.
Ход занятия
Подготовительная часть
• Повторение ритуала приветствия.
«Дети! Вы уже многому научились в школе. А вы знаете, что нужно делать, когда утром входишь в класс? Сейчас Миша покажет нам, как он утром входит в класс, что говорит.
(Ребенок выходит за дверь, входит, здоровается или молча садится на место).
Психолог обсуждает действия Миши с детьми.
— Как еще можно поздороваться с детьми, когда входишь в класс?
— А как мы договорились здороваться, когда встречаемся на занятиях? Поздоровайтесь друг с другом. (Дети по очереди берут друг друга за руки и говорят слова приветствия).
Атеперь поиграем в учительницу. Я буду вашей учительницей. Сейчас я выйду из класса, а затем войду. Интересно, как вы будете здороваться с учителем? Обсуждение приветствия, похвала детей за то, что они научились себя вести как настоящие школьники.
• Игра «Паровозики».
Вы знаете, с такими замечательными школьниками мне очень хочется поехать на экскурсию в деревню. Смотрите, какие красивые вагончики нас ждут. Но сначала нужно купить билеты (у детей — конверт с цветными прямоугольниками). Выберите тот билет, который вам нравится больше всего, а остальные уберите в конверт. (Дети выходят к наборному полотну и вставляют билет в окошко вагона, становятся друг за другом.)
Ну вот, все купили билеты, можно ехать. Паровозиком у нас будет .... (Звучит музыка, дети двигаются, держась друг за друга.) Паровозик должен очень внимательно слушать музыку. Если музыка быстрая, то и поезд едет быстрее, а если медленная — медленнее (все дети должны побывать в роли
Обсуждение
— Кем тебе больше понравилось быть — вагончиком или паровозиком? Почему?
2. Основная часть занятия.
• Беседа о домашних животных.
Вот мы и приехали в деревню. Нас ждут домашние животные. Они очень хотят познакомиться с ребятами. Только сейчас они спрятались и ждут, чтобы вы сами их назвали.
(Дети называют животных, психолог выставляет картинки на набор- ноеполотно).
А теперь выберите домашнее животное, которое вам нравится, и расскажите о нем (с опорой на картинный план по схеме «Где живет?», «Чем питается?», «Какую пользу приносит?»).
• Игра«Чей голосок».
Один ребенок становится спиной к группе. Психолог показывает группе картинку и молча указывает на ребенка, который должен произнести звукоподражание. Игра сопровождается стихами: Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай!
• Игра «Что вкоробочке?».
Однажды, когда никого не было дома, домашние животные пробрались на кухню. На полке стояли коробочки с разными продуктами — с солью, сахаром, гречкой, рисом, (фасолью, вермишелью. Они побоялись открывать коробочки, чтобы не рассыпать продукты. Но у них очень хороший слух. Они просто потрясли коробочки и по звуку узнали, где что лежит. Интересно, а вы так сможете?
• Рисование по инструкции.
А сейчас с вами хочет поговорить собачка. Однажды ей приснился очень красивый сон. Она хочет, чтобы мы нарисовали этот сон. Попробуем? Чтоб хорошо рисовать, сделаем массаж пальчиков (массаж сопровождается стихами.)
Этот пальчик — самый главный, самый умный и большой,
Этот пальчик — для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик — самый длинный, он стоит посередине.
А вот этот — безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал, он и ловок, и удал.
Раз. два, три, четыре, пять — стали пальцырисовать.
Инструкция: в центре листа нарисуйте домик. Справа от домика — дерево, слева — цветок. А между домиком и деревом лежит вкусная косточка, которую так любит грызть собака.
Дома вы раскрасите свои рисунки и на следующем занятии покажете всем ребятам.
Заключительный этап занятия
• Выбираем билет на поезд» (ребенок вставляет билет в то же окошко, что и в начале занятия)
• Смысловая и эмоциональная рефлексия занятия.
• Прощание в кругу — «Передача доброго импульса».