Приложение 15 Конспект коррекционного занятия N° 19(автор Н. А. Румега)
Задачи:
— развивать зрительное восприятие, пространственные представления, закрепить понятие о схеме тела, развивать внимание;
— способствовать развитию умения сравнивать работу с образцом, формировать адекватную самооценку и положительную учебную мотивацию;
— познакомить учащихся с гласными 2-го ряда и способом их образования, учить выделять гласные 2-го ряда из начала слов, закреплять зрительный образ гласных и способы их написания;
— развивать мелкую моторику кисти и подвижность органов артикуляции;
Оборудование: плакаты «Город Гласных букв», «Буквы спрятались», «Угадай, что нарисовано», картинки из серии «Внимание», магнитофон.
План занятия:
— релаксация;
— артикуляционная гимнастика;
— сказка «Путешествие в город Гласных букв»;
— работа с изображениями предметов и букв, наложенных друг на друга, пересеченных линиями различной конфигурации.
— работа с серией картинок «Внимание» из книги «Ступеньки творчества» Никитиных.
занятия.
Ход занятия
1. Подготовительная часть занятия.
Дети! Сегодня мы отправимся в очень интересное путешествие в город Гласных букв. Далеко находится этот город, поэтому мы полетим туда на самолете. Займите свои места, сядьте поудобнее. В полете мы отдохнем, расслабимся, поспим волшебным сном.
Релаксация «Волшебный сон» (в стихах на фоне музыки).
Наш полет окончился. Мы прилетели в страну Грамматикалию, в город Гласных букв (дети рассматривают плакат «Город Гласных букв»). Посмотрите, какой это красивый город. Он стоит на берегу реки. А через реку лежит мост Правильной артикуляции. Чтобы перейти через мост, нужно сделать
Упражнения для губ и языка: лягушка-слоненок, шарик за щекой (из языка, из воздуха). Лошадка, маляр красит крышу, качели.
2. Основная часть занятия.
Прогулка по городу Гласных букв. Работа с плакатом «Город Гласных букв». Отработка понятий «слева», «справа», «над», «под», «между».
Плакат «Буквы играют в прятки». Узнавание букв по их элементам, узнавание наложенных друг на друга букв.
Динамическая пауза. «Делаем зарядку вместе с буквами» — физкультминутка по отработке схемы собственного тела. «Кинестетическая азбука» — показ букв с помощью телесных поз.
Сказка. «Город Гласных букв» — знакомство со способом образования гласных II ряда.
В городе Гласных букв весело и дружно жили гласные «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Однажды буква «и» позвала в гости свою сестричку. Буква-сестричка очень похожа на «и», только на голове у нее такой симпатичный беретик. Догадались, что это за буква? Правильно, это «й». Пришла буква «й» в гости к букве «а» и предложила спечь. «Й» начала, «а» подхватила.
Какая песенка получилась? Эта красивая песенка так понравилась другим буквам, что они тоже захотели спеть вместе с «й».
Какие песенки получились? Крепко подружились «а», «у», «о», «э» с новой подружкой и решили никогда не расставаться. Пошли они к царице Грамматике и стали просить, чтобы та разрешила им жить вместе. Но царица Грамматика ответила: «Нет, не могу я вам этого разрешить — ведь на меня обидятся слова, из которых исчезнет буква «й». Лучше я придумаю для вас новые буквы, где вы будете встречаться с буквой «й».
И придумала царица Грамматика новые буквы, которые состоят из двух звуков: «е», «ё», «ю», «я».
Стали эти буквы жить на вторых этажах домиков и стали они называться гласными 11 ряда, а буквы «а», «о», «у», «э», «ы» — гласными первого ряда.
Запись парных гласных в тетрадь.
Работа с картинками (наложенные друг на друга предметы, предметы, перечеркнутые линиями различной конфигурации).
Первая картинка — наложенные друг на друга яблоко, груша, слива, вишни.
Вторая картинка — береза, ель, рябина.
Третья картинка — заяц, ёж, слои.
Четвертая картинка — рубашка, юбка, платье, брюки.
Вопросы к картинкам:
Что изображено?
Как назвать одним словом изображенные предметы?
В названии какого предмета в начале слышна гласная II ряда?
Пальцевая гимнастика и массаж.
Рисуем вместе с буквами» (картинки из серии «Внимание»).
Поставьте себе оценку за каждую картинку. Почему поставили именно такую оценку?
Наше занятие подошло к концу. Пора возвращаться домой. Занимайте места в самолете. На обратном пути мы уже не будем спать, а поделимся своими впечатлениями.
Итог занятия
Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия. «Обмен впечатлениями» о путешествии.
Что вы расскажете маме или папе о сегодняшнем занятии? В каком городе побывали? Что учились делать?
Понравилось, как мы работали, ребята? А как работал ты сам? «Пароль на выход» назвать, слово, начинающееся с гласной II ряда. Прощание в кругу — «Передача доброго импульса».