Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - ТЕЗАУРУС

    Содержание материала

    ТЕЗАУРУС

    Абулия — вялость, отсутствие инициативы, слабость воли.

    Агнозия — нарушение правильного восприятия (зрительного, слухового, осязательного), вызванное поражением высших отделов коры головного мозга, проявления которого могут быть скомпенсированы специальными дидактическими приемами.

    Аграмматизм — нарушение речи, выражающееся в неумении пользоваться грамматическим строем языка. Удетей с нарушенной речью аграмматизм проявляется в недоразвитии грамматического строя. В процессе обучения этот недостаток может быть устранен.

    Аграфия — нарушение или полная потеря способности писать, выражающаяся в перестановках и пропусках слогов и букв, в неспособности соединять буквы и слоги в слова. С детьми, страдающими аграфией, проводятся логопедические занятия, в итоге которых этот дефект устраняется.

    Адаптация — в широком смысле — процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования. Профессиональная адаптация — процесс приспособления людей к изменившимся условиям основной профессиональной деятельности.

    Акселерация — явление ускоренного полового созревания, увеличения роста и скорости его изменения у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX века.

    Активные методы обучения — методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность школьника и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы (тематический семинар, беседа, диспут, деловая игра, тренинг).

    Акцентуация характера — чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и др.).

    Алгоритм перевоспитания — последовательность действий воспитателя, направленная на перестройку неправильных типов поведения и предусматривающая:

    — установление причин отклонения в развитии и поведении ученика;

    —  формулирование проблем в его воспитании, определение факторов, пу

    тей и средств, способных повлиять на перестройку сложившихся стереотипов поведения;

    —  активизация сознания и деятельности ребенка в учебе и досуге;

    —  применение четко продуманной системы методов и приемов воспита

    ния;

    —  текущий и отсроченный контроль результата перевоспитания;

    —  коррекция деятельности воспитателя.

    Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и потому нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. В зависимости от видааномалии выделяются следующие группы

    — с нарушениями зрения — слепые, слабовидящие и ослепшие;

    —  с нарушениями слуха — глухие, слабослышащие и оглохшие;

    — с нарушениями интеллекта, речи;

    —  С нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    — с эмоциональными нарушениями;

    —  со сложными видами нарушений.

    Астения — различные виды функциональной недостаточности всего организма и центральной нервной системы. Возникает у детей как следствие перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, дифтерит, грипп, малярия, менингит) и при^авматических поражениях мозга. Астения сопровождает также некоторые хронические заболевания у детей. Астенические состояния характеризуются повышенной утомляемостью, раздражительностью. сниженной работоспособностью, что бывает причиной неуспеваемости ребенка в школе. Дети, страдающие астенией, направляются в оздоровительные учреждения.

    Аутизм — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение.

    Афазия — исчезновение речи после травмы.

    Аффективные нарушения — патологическая форма эмоциональной реакции ребенка на воздействие окружающей среды; выражается в повышенной возбудимости, склонности к резким эмоциональным взрывам или, наоборот, в апатичности, заторможенности реакций. Дети со склонностью к эпизодическим аффективным реакциям нуждаются в индивидуальном подходе в условиях школы. Детей с постоянными аффективными нарушениями            в специальные лечебные учреждения.

    Аффективное воспитание — формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.

    Барьеры общения—личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им. Устраняются посредством психологического тренинга и других форм обучения межличностному общению.

    Воспитательно-трудовая колония — исправительно-трудовое учреждение, в котором отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние             лет.

    Воспитывающее обучение — обучение, которое дает знания, умения и навыки и в то же время формирует определенное мировоззрение, мораль. Один из принципов обучения. Термин впервые введен И.Ф. Гербар- том.

    Всеобщее обучение (всеобуч). Закон РФ «Об образовании» установил обязательным получение основного общего образования до достижения 15 лет. В исправительных учреждениях получение основного общего образования является обязательным до 30 лет (получение полного среднего образования личное дело каждого).

    Вспомогательная школа — специальное государственное образовательное учреждение для умственно отсталых детей. Обычно это школы-интернаты, в которые на основании заключения медико-педагогической комиссии направляются дети, страдающие олигофренией в степени де- бильности.

    Дактикология — своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки (средство общения глухих и слабослышащих).

    Девиация — отклонение от нормы.

    Девиантное поведение — негативные, деструктивные проявления в поведении человека (наркомания, преступность, проституция, самоубийство). Если поведение не носит деструктивного характера, но не совпадает с нормой, оно называется неконформным (нестандартным).

    Делинквентность — склонность детей к побегу из родительского или детского дома, к бродяжничеству, преступлениям.

    Деменция — слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга. В отличие от олигофренов удементных детей

    наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития,

    Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов. Виды депривации:

    —  стимульная (сенсорная) — от недостатка многообразных стимулов раз

    ной модальности (зрительных, слуховых и др.);

    —  когнитивная — от хаотичной структуры внешней среды;

    —  эмоциональная — от недостатка социальных контактов (прежде всего —

    с родителями);

    —  социальная — от ограничения возможностей осуществлять обществен

    ную самореализацию.

    Для ликвидации последствий депривации необходимы активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и др.

    Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Основные области дефектологии: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

    Децелерация — торможение в физическом и интеллектуальном развитии детей, наметившееся в России в начале 90-х годов XX века. Основные причины децелерации — массовая алкоголизация и наркотизация населения, злоупотребление фармацевтическими препаратами, последствия Чернобыльской катастрофы, «чеченский» и «афганский» синдромы, некачественное питание беременных, телегония, социальная фрустрация.

    Дизартрия — нарушение артикулированной членораздельной речи, связанное с органическим поражением нервной системы.

    Дисграфия — неправильное написание слов из-за дефектов в произношении (ребенок как неправильно говорит, так неправильно и пишет).

    Дисламия — косноязычие и вытекающее из него неврозоподобное заикание. Нередко наблюдается в период полового созревания.

    Дифференцированное обучение — форма организации учебной деятельности школьников, учитывающая их склонности, интересы, способности и уровень развития интеллекта. Осуществляется либо в разных классах (классы педагогической коррекции, классы опережающего развития, классы одаренных), либо в рамках одного класса, но в разных группах (педагог, готовясь к уроку, составляет разноуровневые задания, т. е. задания разной сложности).

    Дифференцированный подход к воспитанию — личностный подход к каждому ребенку в классе или учет в воспитании психических особенностей микрогрупп (например, группы риска, группы социально активных детей и др.).

    Жестокость детская — причинение ребенком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своегс поступка. Это не устраняет необходимости соответствующих педагогических действий, связанных с воспитанием чуткости, доброжелательности и любви к людям и ко всему живому.

    Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы и протекающих в ней процессов. Задатки имеют важное значение для развития способностей. Задатки не предопределяют будущих психических свойств: часто задатки многозначны, на их основе могут вырабатываться разные способности в зависимости от условий жизни и воспитания.

    Заикание — расстройство речи, выражающееся в задержках, остановках (тоническая форма) или повторении слогов, слов и отдельных звуков (кло- ническая форма). Встречается чаще у детей, чем у взрослых. У заикающихся наблюдаются некоторые вторичные явления, возникающие как результат стремления преодолеть свой дефект — эмболофразия (произнесение лишних звуков при заикании) и сопутствующие движения, помогающие выиграть время для того, чтобы справиться с возникающими в речи затруднениями. Методика исправления заикания разрабатывается логопедией.

    Зона актуального развития — то состояние личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого; определяется степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно.

    Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками.

    ЗПР — задержка психического развития.

    Императив — повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения.

    Импульсивные действия — движения, совершающиеся под влиянием неосознаваемых или мало осознаваемых внешних воздействий и внутренних побуждений; характерны для детей младшего возраста, у которых

    еще слабо развит контроль за производимыми действиями и движениями.

    Инфантилизм

    — сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту: несамостоятельность решений и действий; чувство незащищенности; пониженная критичность к себе и повышенная                                               слабоволие.

    — мастурбация, онанизм.

    Катарсис

    — душевная разрядка через слезы.

    Классы выравнивания

    — классы адаптации, форма индивидуализации обучения; комплектуются на базе одной или нескольких школ микрорайона на основании заключения медико-педагогической комиссии для детей, которые не подготовлены к систематическому обучению в обычных условиях. В них могут учиться дети классов, по основным предметам.

    Классы коррекции

    — классы повышенного педагогического внимания, комплектующиеся из детей с пониженным              До                                                                                                   времени, когда начальная школа охватывала 1—3 классы. учащиеся классов коррекции проходили учебный материал первой ступени за 4 года. Благодаря небольшой наполняемости (не более 18 человек) в таких классах обеспечивается индивидуализация обучения, личностный подход к

    работа система специальных педагогических            направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных аномальным детям. Эта работа содействует не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.

    Лечебная педагогика (по В. П. Кащенко)

    — синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом.

    заикание, проявляющееся в невротическом поражении речи.

    Логопедия

    — теория и практика преодоления нарушений развития речи у детей, раздел дефектологии.

    Лунатизм (сомнамбулизм, ноктамбулизм)

    — прогулки по крыше в состоянии глубокого сна, чаще всего дни полнолуния.

    Мизонеизм

    — боязнь нового.


    Моторная реакция

    — рефлекторный ответ мышц на то или иное воздействие на организм.

    Невропатия

    — врожденное нарушение (повышение) возбудимости вегетативной нервной системы.

    Олигофрения — слабоумие. Различают три степени олигофрении по степени тяжести: дебильность (обучаемые),     (необучаемые), идиопатия (определяются в дома инвалидов).

    Олигофренопедагогика — наука об обучении и воспитании умственно отсталых детей (раздел дефектологии).

    ООД — особо опасные действия (на языке юристов и судебных психиатров).

    Патология — болезненные проявления.

    Пенитенциарная школа—школа при исправительно-трудовом учреждении.

    Полиглоссия — владение различными формами речи (в сурдопедагогике).

    Псевдоматриофокальная семья семья, в которой мать присутствует только номинально.

    Психастения — болезненное состояние психики, проявляющееся нерешительностью, боязливостью, мнительностью, впечатлительностью, склонностью к навязчивым страхам.

    Психоневротик (устаревшее «невротик») — человек с функциональным нервно-психическим заболеванием, возникшим под влиянием тяжелых переживаний; основные неврозы: истерия, неврастения, навязчивые страхи, сомнения.

    Психопатия — характерологические особенности личности (становление которых происходит с начала ее формирования), выражающиеся в нарушении взаимоотношения ее волевых и чувственных свойств при относительной сохранности интеллекта.

    Психопатия истерическая — болезненная жажда привлекать к себе внимание, быть в центре событий; капризность, манерность, страсть к самодемонстрации.

    Психопатия шизоидная — самоизоляция, погружение в свой мир, свои мысли и фантазии.

    Психопатия эпилептоидная — патологическая возбудимость характера сочетается с мстительностью, вредностью, злопамятностью, обостренным педантизмом.

    Психотерапия — лечение с помощью психического воздействия. Различают медицинскую, психологическую и педагогическую психотерапию. Этот термин в 1872 г. ввел английский врач Даниэл Хак Тыок, называвший психотерапией «лечение болезни путем воздействия разума на организм». Сейчас мировая психотерапия располагает более чем 250 психотерапевтическими приемами.

    Санаторно-лесная школа — лечебно-образоват ельное учреждение интернатного типа для детей лет, страдающих    ревматизмом и невротическими заболеваниями.

    Симптом — определенное сочетание признаков, характеризующих то или иное явление, событие, процесс.

    Синдром — сочетание определенных признаков (симптомов), выявляющих акцентуированные черты характера (особо выделяемые).

    Соматические болезни — болезни тела (в противовес психике).

    Социализация личности — процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в   личности.

    Социальная зрелость— уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому.

    Статус личности — положение личности в группе, в классе, в коллективе; ее роль и место в системе межличностных отношений, ее права, обязанности и привилегии.

    Суицид— акт самоубийства.

    Сурдопедагогика — наука о воспитании и обучении детей с недостатками слуха, раздел дефектологии.

    Телегония — решающее влияние на потомство женщины первого в сс жизни мужчины — часто далеко не лучшего по интеллектуальным и нравственным качествам.

    Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении слепых и слабовидящих, раздел дефектологии.

    Трудные дети (по В. П. Кащенко) —дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода аномалий могут быть приобретенными или врожденными.

    Умственная отсталость

    — стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При умственной отсталости наблюдаются ведущая недостаточность       деятельности (в первую очередь — абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения), нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения: недоразвитие речи, неразвитость моторики руки, неадекватность эмоций, отклонения в физическом развитии и поведении.

    Филонеизм — любовь к новому.

    Фобия — боязнь чего-то.

    Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью  приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной для него нагрузкой.

    Фрустрация — состояние агрессии (или, наоборот, депрессии), вызванное потерей веры в удовлетворение своих желаний или веры в будущее (социальная фрустрация).

    Циклотимия — психическое заболевание, легкая форма маниакально-депрессивного психоза.

    Шизофрения — расщепление ума. Этот термин впервые предложен в 1911 году швейцарским ученым Эугеном Блейлером.

    Шизофреногенная семья — семья, в которой дети и подростки вырастают шизофрениками (нередко не на генетической почве, из-за нездоровой обстановки в семье, провоцирующей психические расстройства ребенка).

    Эмболофразия — произнесение лишних слов и звуков в процессе речевого общения.

    Эрзацсемья — неполная или неблагополучная семья. Это и пребывание в приюте или жизнь в семье, усыновившей ребенка из любви к нему.


    Please publish modules in offcanvas position.