ТЕЗАУРУС
Абулия — вялость, отсутствие инициативы, слабость воли.
Агнозия — нарушение правильного восприятия (зрительного, слухового, осязательного), вызванное поражением высших отделов коры головного мозга, проявления которого могут быть скомпенсированы специальными дидактическими приемами.
Аграмматизм — нарушение речи, выражающееся в неумении пользоваться грамматическим строем языка. Удетей с нарушенной речью аграмматизм проявляется в недоразвитии грамматического строя. В процессе обучения этот недостаток может быть устранен.
Аграфия — нарушение или полная потеря способности писать, выражающаяся в перестановках и пропусках слогов и букв, в неспособности соединять буквы и слоги в слова. С детьми, страдающими аграфией, проводятся логопедические занятия, в итоге которых этот дефект устраняется.
Адаптация — в широком смысле — процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования. Профессиональная адаптация — процесс приспособления людей к изменившимся условиям основной профессиональной деятельности.
Акселерация — явление ускоренного полового созревания, увеличения роста и скорости его изменения у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX века.
Активные методы обучения — методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность школьника и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы (тематический семинар, беседа, диспут, деловая игра, тренинг).
Акцентуация характера — чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и др.).
Алгоритм перевоспитания — последовательность действий воспитателя, направленная на перестройку неправильных типов поведения и предусматривающая:
— установление причин отклонения в развитии и поведении ученика;
— формулирование проблем в его воспитании, определение факторов, пу
тей и средств, способных повлиять на перестройку сложившихся стереотипов поведения;
— активизация сознания и деятельности ребенка в учебе и досуге;
— применение четко продуманной системы методов и приемов воспита
ния;
— текущий и отсроченный контроль результата перевоспитания;
— коррекция деятельности воспитателя.
Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и потому нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. В зависимости от видааномалии выделяются следующие группы
— с нарушениями зрения — слепые, слабовидящие и ослепшие;
— с нарушениями слуха — глухие, слабослышащие и оглохшие;
— с нарушениями интеллекта, речи;
— С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— с эмоциональными нарушениями;
— со сложными видами нарушений.
Астения — различные виды функциональной недостаточности всего организма и центральной нервной системы. Возникает у детей как следствие перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, дифтерит, грипп, малярия, менингит) и при^авматических поражениях мозга. Астения сопровождает также некоторые хронические заболевания у детей. Астенические состояния характеризуются повышенной утомляемостью, раздражительностью. сниженной работоспособностью, что бывает причиной неуспеваемости ребенка в школе. Дети, страдающие астенией, направляются в оздоровительные учреждения.
Аутизм — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение.
Афазия — исчезновение речи после травмы.
Аффективные нарушения — патологическая форма эмоциональной реакции ребенка на воздействие окружающей среды; выражается в повышенной возбудимости, склонности к резким эмоциональным взрывам или, наоборот, в апатичности, заторможенности реакций. Дети со склонностью к эпизодическим аффективным реакциям нуждаются в индивидуальном подходе в условиях школы. Детей с постоянными аффективными нарушениями в специальные лечебные учреждения.
Аффективное воспитание — формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.
Барьеры общения—личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им. Устраняются посредством психологического тренинга и других форм обучения межличностному общению.
Воспитательно-трудовая колония — исправительно-трудовое учреждение, в котором отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние лет.
Воспитывающее обучение — обучение, которое дает знания, умения и навыки и в то же время формирует определенное мировоззрение, мораль. Один из принципов обучения. Термин впервые введен И.Ф. Гербар- том.
Всеобщее обучение (всеобуч). Закон РФ «Об образовании» установил обязательным получение основного общего образования до достижения 15 лет. В исправительных учреждениях получение основного общего образования является обязательным до 30 лет (получение полного среднего образования личное дело каждого).
Вспомогательная школа — специальное государственное образовательное учреждение для умственно отсталых детей. Обычно это школы-интернаты, в которые на основании заключения медико-педагогической комиссии направляются дети, страдающие олигофренией в степени де- бильности.
Дактикология — своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки (средство общения глухих и слабослышащих).
Девиация — отклонение от нормы.
Девиантное поведение — негативные, деструктивные проявления в поведении человека (наркомания, преступность, проституция, самоубийство). Если поведение не носит деструктивного характера, но не совпадает с нормой, оно называется неконформным (нестандартным).
Делинквентность — склонность детей к побегу из родительского или детского дома, к бродяжничеству, преступлениям.
Деменция — слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга. В отличие от олигофренов удементных детей
наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития,
Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов. Виды депривации:
— стимульная (сенсорная) — от недостатка многообразных стимулов раз
ной модальности (зрительных, слуховых и др.);
— когнитивная — от хаотичной структуры внешней среды;
— эмоциональная — от недостатка социальных контактов (прежде всего —
с родителями);
— социальная — от ограничения возможностей осуществлять обществен
ную самореализацию.
Для ликвидации последствий депривации необходимы активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и др.
Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Основные области дефектологии: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
Децелерация — торможение в физическом и интеллектуальном развитии детей, наметившееся в России в начале 90-х годов XX века. Основные причины децелерации — массовая алкоголизация и наркотизация населения, злоупотребление фармацевтическими препаратами, последствия Чернобыльской катастрофы, «чеченский» и «афганский» синдромы, некачественное питание беременных, телегония, социальная фрустрация.
Дизартрия — нарушение артикулированной членораздельной речи, связанное с органическим поражением нервной системы.
Дисграфия — неправильное написание слов из-за дефектов в произношении (ребенок как неправильно говорит, так неправильно и пишет).
Дисламия — косноязычие и вытекающее из него неврозоподобное заикание. Нередко наблюдается в период полового созревания.
Дифференцированное обучение — форма организации учебной деятельности школьников, учитывающая их склонности, интересы, способности и уровень развития интеллекта. Осуществляется либо в разных классах (классы педагогической коррекции, классы опережающего развития, классы одаренных), либо в рамках одного класса, но в разных группах (педагог, готовясь к уроку, составляет разноуровневые задания, т. е. задания разной сложности).
Дифференцированный подход к воспитанию — личностный подход к каждому ребенку в классе или учет в воспитании психических особенностей микрогрупп (например, группы риска, группы социально активных детей и др.).
Жестокость детская — причинение ребенком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своегс поступка. Это не устраняет необходимости соответствующих педагогических действий, связанных с воспитанием чуткости, доброжелательности и любви к людям и ко всему живому.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы и протекающих в ней процессов. Задатки имеют важное значение для развития способностей. Задатки не предопределяют будущих психических свойств: часто задатки многозначны, на их основе могут вырабатываться разные способности в зависимости от условий жизни и воспитания.
Заикание — расстройство речи, выражающееся в задержках, остановках (тоническая форма) или повторении слогов, слов и отдельных звуков (кло- ническая форма). Встречается чаще у детей, чем у взрослых. У заикающихся наблюдаются некоторые вторичные явления, возникающие как результат стремления преодолеть свой дефект — эмболофразия (произнесение лишних звуков при заикании) и сопутствующие движения, помогающие выиграть время для того, чтобы справиться с возникающими в речи затруднениями. Методика исправления заикания разрабатывается логопедией.
Зона актуального развития — то состояние личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого; определяется степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно.
Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками.
ЗПР — задержка психического развития.
Императив — повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения.
Импульсивные действия — движения, совершающиеся под влиянием неосознаваемых или мало осознаваемых внешних воздействий и внутренних побуждений; характерны для детей младшего возраста, у которых
еще слабо развит контроль за производимыми действиями и движениями.
Инфантилизм
— сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту: несамостоятельность решений и действий; чувство незащищенности; пониженная критичность к себе и повышенная слабоволие.
— мастурбация, онанизм.
Катарсис
— душевная разрядка через слезы.
Классы выравнивания
— классы адаптации, форма индивидуализации обучения; комплектуются на базе одной или нескольких школ микрорайона на основании заключения медико-педагогической комиссии для детей, которые не подготовлены к систематическому обучению в обычных условиях. В них могут учиться дети классов, по основным предметам.
Классы коррекции
— классы повышенного педагогического внимания, комплектующиеся из детей с пониженным До времени, когда начальная школа охватывала 1—3 классы. учащиеся классов коррекции проходили учебный материал первой ступени за 4 года. Благодаря небольшой наполняемости (не более 18 человек) в таких классах обеспечивается индивидуализация обучения, личностный подход к
работа система специальных педагогических направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных аномальным детям. Эта работа содействует не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.
Лечебная педагогика (по В. П. Кащенко)
— синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом.
заикание, проявляющееся в невротическом поражении речи.
Логопедия
— теория и практика преодоления нарушений развития речи у детей, раздел дефектологии.
Лунатизм (сомнамбулизм, ноктамбулизм)
— прогулки по крыше в состоянии глубокого сна, чаще всего дни полнолуния.
Мизонеизм
— боязнь нового.
Моторная реакция
— рефлекторный ответ мышц на то или иное воздействие на организм.
Невропатия
— врожденное нарушение (повышение) возбудимости вегетативной нервной системы.
Олигофрения — слабоумие. Различают три степени олигофрении по степени тяжести: дебильность (обучаемые), (необучаемые), идиопатия (определяются в дома инвалидов).
Олигофренопедагогика — наука об обучении и воспитании умственно отсталых детей (раздел дефектологии).
ООД — особо опасные действия (на языке юристов и судебных психиатров).
Патология — болезненные проявления.
Пенитенциарная школа—школа при исправительно-трудовом учреждении.
Полиглоссия — владение различными формами речи (в сурдопедагогике).
Псевдоматриофокальная семья — семья, в которой мать присутствует только номинально.
Психастения — болезненное состояние психики, проявляющееся нерешительностью, боязливостью, мнительностью, впечатлительностью, склонностью к навязчивым страхам.
Психоневротик (устаревшее «невротик») — человек с функциональным нервно-психическим заболеванием, возникшим под влиянием тяжелых переживаний; основные неврозы: истерия, неврастения, навязчивые страхи, сомнения.
Психопатия — характерологические особенности личности (становление которых происходит с начала ее формирования), выражающиеся в нарушении взаимоотношения ее волевых и чувственных свойств при относительной сохранности интеллекта.
Психопатия истерическая — болезненная жажда привлекать к себе внимание, быть в центре событий; капризность, манерность, страсть к самодемонстрации.
Психопатия шизоидная — самоизоляция, погружение в свой мир, свои мысли и фантазии.
Психопатия эпилептоидная — патологическая возбудимость характера сочетается с мстительностью, вредностью, злопамятностью, обостренным педантизмом.
Психотерапия — лечение с помощью психического воздействия. Различают медицинскую, психологическую и педагогическую психотерапию. Этот термин в 1872 г. ввел английский врач Даниэл Хак Тыок, называвший психотерапией «лечение болезни путем воздействия разума на организм». Сейчас мировая психотерапия располагает более чем 250 психотерапевтическими приемами.
Санаторно-лесная школа — лечебно-образоват ельное учреждение интернатного типа для детей лет, страдающих ревматизмом и невротическими заболеваниями.
Симптом — определенное сочетание признаков, характеризующих то или иное явление, событие, процесс.
Синдром — сочетание определенных признаков (симптомов), выявляющих акцентуированные черты характера (особо выделяемые).
Соматические болезни — болезни тела (в противовес психике).
Социализация личности — процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в личности.
Социальная зрелость— уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому.
Статус личности — положение личности в группе, в классе, в коллективе; ее роль и место в системе межличностных отношений, ее права, обязанности и привилегии.
Суицид— акт самоубийства.
Сурдопедагогика — наука о воспитании и обучении детей с недостатками слуха, раздел дефектологии.
Телегония — решающее влияние на потомство женщины первого в сс жизни мужчины — часто далеко не лучшего по интеллектуальным и нравственным качествам.
Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении слепых и слабовидящих, раздел дефектологии.
Трудные дети (по В. П. Кащенко) —дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода аномалий могут быть приобретенными или врожденными.
Умственная отсталость
— стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При умственной отсталости наблюдаются ведущая недостаточность деятельности (в первую очередь — абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения), нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения: недоразвитие речи, неразвитость моторики руки, неадекватность эмоций, отклонения в физическом развитии и поведении.
Филонеизм — любовь к новому.
Фобия — боязнь чего-то.
Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной для него нагрузкой.
Фрустрация — состояние агрессии (или, наоборот, депрессии), вызванное потерей веры в удовлетворение своих желаний или веры в будущее (социальная фрустрация).
Циклотимия — психическое заболевание, легкая форма маниакально-депрессивного психоза.
Шизофрения — расщепление ума. Этот термин впервые предложен в 1911 году швейцарским ученым Эугеном Блейлером.
Шизофреногенная семья — семья, в которой дети и подростки вырастают шизофрениками (нередко не на генетической почве, из-за нездоровой обстановки в семье, провоцирующей психические расстройства ребенка).
Эмболофразия — произнесение лишних слов и звуков в процессе речевого общения.
Эрзацсемья — неполная или неблагополучная семья. Это и пребывание в приюте или жизнь в семье, усыновившей ребенка из любви к нему.