Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - ОГЛАВЛЕНИЕ

    Содержание материала

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие.            4

    Глава 1. Вводная часть 12

    1.1.         Концептуальные основы учебного пособия           12

    1.2.  В. П. Кащенко

    педагогики          13

    1.3.         Виды нарушений в развитии ребенка       17

    1.4.         Возникновение неблагополучия ребенка в семье. 21

    Глава 2. Дошкольная коррекционная педагогика              26

    2.1. Причины агрессивности в поведении детей и пути

    их преодоления............................................................................................ 26

    2.2. Коррекция некоторых недостатков семейного воспитания... 36

    2.3.         Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка              .43

    2.4.         Коррекция задержки психического развития         50

    2.5.         Дети с нарушениями речи             54

    2.6.         Обучение «необучаемых»             65

    2.7.         Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе              67

    Глава 3. Система воспитания и развития детей дошкольного

    возраста, разработанная М. Монтессори................................................... 71

    3.1.         Суть концепции М. Монтессори 71

    3.2.         Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия           77

    3.3.         Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори           81

    Глава 4. Педагогическая коррекция в начальной школе                84

    4.1.         Готовность детей к школе             84

    4.2.         Педагогически запущенные дети                86

    4.3.         Игра и учение в младшем школьном возрасте         98

    4.4.         Проявление школьных страхов и тревожности у младших школьников      99

    4.5.         Личность ребенка младшего школьного возраста               103

    4.6.         Смысловой барьер           106

    4.7.         Профилактика педагогической запущенности учащихся  107

    4.8.         Примерная структура коррекционной программы               ПО

    4.9.         Адаптация детей к обучению в начальной школе.               116

    4.10.       Проблемы отставания учащихся в учебной деятельности.               119

    4.11. Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского языка         126

    4.12.                Дифференциация букв «б» и «д» в группе учащихся 2-х классов с диспраксической дисграфией........................................ 128

    4.13.       Многоуровневое обучение математике в классах повышенного педагогического внимания               130

    4.14. Развитие речи учащихся в 3-м классе повышенного

    педагогического внимания.................................................................... 131

    Развитие умственных способностей учащихся в классах коррекции на уроках адаптационной физической

    культуры в Ростовской СШ № 83......................................................... 133

    4.16. Компенсаторные возможности музыки в воспитании

    детей с эмоциональной депривацией.................................................. 135

    Глава 5. Курс коррекции негативных эмоциональных состояний и формирования положительной учебной мотивации у учащихся 5-х классов.   138

    5.1.         Общие сведения                138

    5.2.         Учебно-тематический план          139

    5.3.         Адаптационный тренинг для пятиклассников          141

    Приложение 1. Образец карточки для 2-й станции.............................. 144

    5.4. Содержание коррекционных занятий.......................................... 145

    Приложение 1. Рисунки к карточкам игры «Новая сказка»  150

    Приложение 2. Карточки-пиктограммы к упражнению

    «Классификация чувств»........................................................................ 157

    Приложение 2. Добрые и злые образы.................................................. 162

    Глава 6. Обучение умственно отсталых детей.  168

    6.1. Разработка методов выявления умственной отсталости

    за рубежом до середины XX века......................................................... 168

    6.2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей

    за рубежом.................................................................................................. 171

    6.3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей

    в России...................................................................................................... 172

    6.4.         Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости            175

    6.5.         Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми     177

    Глава 7. Проблемы обучения и воспитания в подростковом и юношеском возрасте.                179

    7.1.         Педагогическая поддержка как объективная реальность. 179

    7.2. Развитие эстетических вкусов на уроках истории в классах

    для исключительных детей................................................................... 184

    7.3.         Два подхода к трудным учащимся            186

    7.4.         Негативы поведения подростка  190

    7.5.         Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков.               194

    7.6.         Особенности перевоспитания подростков.             204

    7.7.         Изучение неблагополучных подростков. 207

    7.8.         Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников детского дома         224

    Глава 8. Опасные увлечения подростков.             228

    8.1.         Разновидности наркомании          228

    8.2.         Причины наркомании     230

    8.3.         Формирование наркомании          232

    8.4.         Юридический аспект наркомании              233

    8.5.         Профилактика наркомании          234

    8.6.         Профилактика алкоголизма         238

    8.7.         Профилактика курения   244

    Глава 9 Нетрадиционные подходы к воспитанию трудных подростков............................................................................. 251

    9.1.         Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации              251

    9.2.         «Гайденс»-эксперимент. 257

    Глава 10. Педагогическая коррекция в пенитенциарной школе                266

    10.1.       Основные концептуальные положения     266

    10.2.                Нравственное возрождение личности в пенитенциарной школе на примере обобщающего урока-проповеди по курсу «Мир Человека» в 12 классе ростовской ВСОШ № 26 при Уч 398/10.................................................................. 272

    Приложения           280

    Приложение 1. Дешифровкадетских рисунков (по В.П. Кащенко).. 280

    Приложение 2. Четыре мифа о наркотиках................................................... 280

    Приложение 3. Наркоману................................................................................. 283

    Наркоману........................................................................................................... 284

    Приложение 4. Методологические основы астролого- педагогической диагностики «трудных» подростков

    (автор Г. Г.Ларин)...................................................................................... 285

    Приложение 5. Некоторые принципы диагностики трудных подростков. Классификация классного коллектива по отношению к когнитивной, социальной и креативной

    деятельности (автор Г. Г. Ларин).......................................................... 291

    Приложение 6. Заповеди ученика (составитель С. Соловейчик)............ 292

    Лриуюжение 7. Памяткадля ученика, составленная на основе мониторинга и анализа педагогических пособий

    (автор Г. Г. Ларин)..................................................................................... 293

    Приложение 8. Нравственный кодекс школьника «Люби школу, как дом родной...» (составители — учителя и ученики

    негосударственной СШ «Дон-Текс-Центр», г. Шахты)................... 294

    Приложение 9. Применение педагогических и психологических

    знаний в экстремальных ситуациях..................................................... 294

    Приложение 10. Система корректирующих приемов

    педагогического воздействия на трудных подростков................... 297

    Приложение 11. Мир человека. Программа факультатива

    для пенитенциарных школ (автор В. С. Кукушин)........................... 300

    Приложение 12. Человек в современном мире. Программа

    факультатива для                                школ(автор В. С. Кукушин) . 310

    Приложение 13. Концепция программы курса коррекционно- занятий для детей с неблагоприятным прогнозом обучения — развитие психических процессов

    и речи (автор Н. А. Румега)...................................................................... 317

    Приложение 14. Конспект коррекционного занятия № 4

    (автор Н. А. Румега)................................................................................... 327

    Приложение 15. Конспект коррекционного занятия № 19

    (автор Н. А. Румега)................................................................................... 329

    Тезаурус.                333

    Литература             343


    Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.: «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. -- 352 с. (Серия «Педагогическое образование»)

    Please publish modules in offcanvas position.