ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. 4
Глава 1. Вводная часть 12
1.1. Концептуальные основы учебного пособия 12
1.2. В. П. Кащенко
педагогики 13
1.3. Виды нарушений в развитии ребенка 17
1.4. Возникновение неблагополучия ребенка в семье. 21
Глава 2. Дошкольная коррекционная педагогика 26
2.1. Причины агрессивности в поведении детей и пути
их преодоления............................................................................................ 26
2.2. Коррекция некоторых недостатков семейного воспитания... 36
2.3. Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка .43
2.4. Коррекция задержки психического развития 50
2.5. Дети с нарушениями речи 54
2.6. Обучение «необучаемых» 65
2.7. Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе 67
Глава 3. Система воспитания и развития детей дошкольного
возраста, разработанная М. Монтессори................................................... 71
3.1. Суть концепции М. Монтессори 71
3.2. Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия 77
3.3. Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори 81
Глава 4. Педагогическая коррекция в начальной школе 84
4.1. Готовность детей к школе 84
4.2. Педагогически запущенные дети 86
4.3. Игра и учение в младшем школьном возрасте 98
4.4. Проявление школьных страхов и тревожности у младших школьников 99
4.5. Личность ребенка младшего школьного возраста 103
4.6. Смысловой барьер 106
4.7. Профилактика педагогической запущенности учащихся 107
4.8. Примерная структура коррекционной программы ПО
4.9. Адаптация детей к обучению в начальной школе. 116
4.10. Проблемы отставания учащихся в учебной деятельности. 119
4.11. Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского языка 126
4.12. Дифференциация букв «б» и «д» в группе учащихся 2-х классов с диспраксической дисграфией........................................ 128
4.13. Многоуровневое обучение математике в классах повышенного педагогического внимания 130
4.14. Развитие речи учащихся в 3-м классе повышенного
педагогического внимания.................................................................... 131
Развитие умственных способностей учащихся в классах коррекции на уроках адаптационной физической
культуры в Ростовской СШ № 83......................................................... 133
4.16. Компенсаторные возможности музыки в воспитании
детей с эмоциональной депривацией.................................................. 135
Глава 5. Курс коррекции негативных эмоциональных состояний и формирования положительной учебной мотивации у учащихся 5-х классов. 138
5.1. Общие сведения 138
5.2. Учебно-тематический план 139
5.3. Адаптационный тренинг для пятиклассников 141
Приложение 1. Образец карточки для 2-й станции.............................. 144
5.4. Содержание коррекционных занятий.......................................... 145
Приложение 1. Рисунки к карточкам игры «Новая сказка» 150
Приложение 2. Карточки-пиктограммы к упражнению
«Классификация чувств»........................................................................ 157
Приложение 2. Добрые и злые образы.................................................. 162
Глава 6. Обучение умственно отсталых детей. 168
6.1. Разработка методов выявления умственной отсталости
за рубежом до середины XX века......................................................... 168
6.2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей
за рубежом.................................................................................................. 171
6.3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей
в России...................................................................................................... 172
6.4. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости 175
6.5. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми 177
Глава 7. Проблемы обучения и воспитания в подростковом и юношеском возрасте. 179
7.1. Педагогическая поддержка как объективная реальность. 179
7.2. Развитие эстетических вкусов на уроках истории в классах
для исключительных детей................................................................... 184
7.3. Два подхода к трудным учащимся 186
7.4. Негативы поведения подростка 190
7.5. Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков. 194
7.6. Особенности перевоспитания подростков. 204
7.7. Изучение неблагополучных подростков. 207
7.8. Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников детского дома 224
Глава 8. Опасные увлечения подростков. 228
8.1. Разновидности наркомании 228
8.2. Причины наркомании 230
8.3. Формирование наркомании 232
8.4. Юридический аспект наркомании 233
8.5. Профилактика наркомании 234
8.6. Профилактика алкоголизма 238
8.7. Профилактика курения 244
Глава 9 Нетрадиционные подходы к воспитанию трудных подростков............................................................................. 251
9.1. Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации 251
9.2. «Гайденс»-эксперимент. 257
Глава 10. Педагогическая коррекция в пенитенциарной школе 266
10.1. Основные концептуальные положения 266
10.2. Нравственное возрождение личности в пенитенциарной школе на примере обобщающего урока-проповеди по курсу «Мир Человека» в 12 классе ростовской ВСОШ № 26 при Уч 398/10.................................................................. 272
Приложения 280
Приложение 1. Дешифровкадетских рисунков (по В.П. Кащенко).. 280
Приложение 2. Четыре мифа о наркотиках................................................... 280
Приложение 3. Наркоману................................................................................. 283
Наркоману........................................................................................................... 284
Приложение 4. Методологические основы астролого- педагогической диагностики «трудных» подростков
(автор Г. Г.Ларин)...................................................................................... 285
Приложение 5. Некоторые принципы диагностики трудных подростков. Классификация классного коллектива по отношению к когнитивной, социальной и креативной
деятельности (автор Г. Г. Ларин).......................................................... 291
Приложение 6. Заповеди ученика (составитель С. Соловейчик)............ 292
Лриуюжение 7. Памяткадля ученика, составленная на основе мониторинга и анализа педагогических пособий
(автор Г. Г. Ларин)..................................................................................... 293
Приложение 8. Нравственный кодекс школьника «Люби школу, как дом родной...» (составители — учителя и ученики
негосударственной СШ «Дон-Текс-Центр», г. Шахты)................... 294
Приложение 9. Применение педагогических и психологических
знаний в экстремальных ситуациях..................................................... 294
Приложение 10. Система корректирующих приемов
педагогического воздействия на трудных подростков................... 297
Приложение 11. Мир человека. Программа факультатива
для пенитенциарных школ (автор В. С. Кукушин)........................... 300
Приложение 12. Человек в современном мире. Программа
факультатива для школ(автор В. С. Кукушин) . 310
Приложение 13. Концепция программы курса коррекционно- занятий для детей с неблагоприятным прогнозом обучения — развитие психических процессов
и речи (автор Н. А. Румега)...................................................................... 317
Приложение 14. Конспект коррекционного занятия № 4
(автор Н. А. Румега)................................................................................... 327
Приложение 15. Конспект коррекционного занятия № 19
(автор Н. А. Румега)................................................................................... 329
Тезаурус. 333
Литература 343
Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.: «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. -- 352 с. (Серия «Педагогическое образование»)