Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 2.5. Дети с нарушениями речи

    Содержание материала

    2.5. Дети с нарушениями речи

    Существует различная степень нарушений речи у детей. Есть группы детей с неправильным произношением звуков и фонематической недостаточностью. Другие группы отличаются заиканием. У третьих групп не развита вся речевая система (смысловая связь слов, произношение, грамматический строй языка). Всем этим группам необходима специальная помощь в дошкольных и школьных учреждениях. Группы детей с неправильным произношением больше нуждаются в логопедической работе по коррекции звуков, их произношения, а также развития фонематического'восприятия. Чем раньше родители и воспитатели выявят ошибки, допускаемые детьми в произношении, тем успешнее в дальнейшем они овладевают чтением и письмом.

    Группы детей с общим недоразвитием речи нуждаются по внимании специальных учреждений, В зависимости от степени недоразвития речи (полное отсутствие общеупотребительной лексики, незначительный словарный запас, несвязанная речь, употребление неправильных грамматических конструкций) определяется длительностью обучения таких детей (от 3—4 до 2 лет).

    Не всегда родители, воспитатели могут уделить внимание правильной постановке произношения детей. Часто они обнаруживают дефекты произношения звуков с большим опозданием, когда уже требуется систематическая помощь логопеда. Поэтому работу по исправлению произношения надо проводить систематически.

    Первоначальная работа начинается с показа правильной артикуляции и звучания с помощью пальцев рук, зеркала. Следующий этап работы самих детей по продуванию воздуха в присутствии взрослых. Когда органы речевого аппарата расположены как необходимо для произношения конкретного звука, их установку проверяет с помощью воздуха сам ребенок. И только после этого начинается процесс закрепительных упражнений.

    Обычно корректируют следующие звуки: с, сь, з, зь

    ш, ж, у, ч, щ.

    После упражнений по коррекции произношения требуется специальные упражнения закрепительного характера на дифференциацию звуков.

    Например, подбираются упражнения на дифференциацию звуков: с — з, сь — зь;       ч — сь, ч — ть, ч — ц;

    с — ш; щ — сь,                    щ — сь, щ — ч, щ — ш.

    ж — з, ш — ж; с — ц, ц — ть;

    В коррекционной работе по произношению звуков необходимо осуществлять самые разнообразные виды упражнений. Можно использовать одни и те же виды работ для коррекции произношения разных звуков.

    Рассмотрим некоторые из них:

    —   подбираются слоги для четного произношения и анализа;

    —   предлагается группа слов для определения места конкретного звука в словах;

    —  подбираются картинки, из которых можно выбрать такие, в названии которых есть звук, который корректируется;

    —   дается задание, в котором предлагается придумать определенное количество слов с заданным звуком;

    требуется вставить пропущенные буквы и затем прочитать составленные слова;

    раздаются на карточках слоги, из которых нужно составить слова;

    предлагается на карточках слоги, из которых нужно составить слова;

    предлагается дописать недостающие слова, слоги, составить слова из заданных слогов или

    подбираются тексты, загадки, стихотворения для четкого произношения, чтения и заучивания наизусть.

    Правильно организованная работа по исправлению недостатков произношения облегчит ребенку дальнейшую работу по освоению письменной речи и чтения. Для ознакомления и приобретения навыков работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием можно использовать следующие задания.

    Работа по коррекции произношения звука «С»

    Задание 1. Составить сочетания звука «С» с гласными в любом чередовании и согласными

    ас

    аса

    сва

    сма

    уса

    ос

    ас о

    сво

    смо

    усо

    ус

    асу

    сву

    ему

    усу

    ис

    асы

    свы

    смы

    усы



    Задание 2. Подобрать слова, в которых звук «С»




    в начале слова:

    в середине слова.

    СЛОН

    столб

    ОСЫ

    стакан

    склад

    усы

    скамейка

    сук

    лиса

    СТВОЛ

    сумка

    бусы

    стадо

    СЫН

    коса


    сыт

    весы



    посуда


    составляет последний слог или находятся в конце слова

    волосы

    HOC

    касса

    лес

    колбаса

    овес


    колос


    Задание 3.

    Подобрать несколько картинок, в названии которых есть звук «С».

    Придумать десять слов со звуком «С», которые не встречаются в данных столбиках:

    сани

    миска

    лист

    сад

    масло

    воск

    салат

    сосна

    мост

    сода

    весна

    хвост

    сом

    каска

    танкист

    сок

    пастух

    куст

    сон

    стол

    сало

    собака

    стул

    фасоль

    солома

    солонка

    сухо

    сокол

    соловей

    бусы


    Задание 4.

    Составить слова из заданных слогов или букв: л, о, т, с.          ба-ка-со

    с, т, о, м.                    лет-мо-са

    у, к, м, с, а.                со-ле-ко

    т, ы, у, к, с.

    Придумать такие слоги и буквы, из которых можно было составить слова

    Задание 5.

    Составить предложения с заданными словами

    овес соль лес сливы письмо самолет судак хвост осень песни

    Ответить на вопросы и составить подобные (семь вопросов) Когда падают листья? Когда тает снег? Сколько дней в неделе?

    Задание 6.

    Выбрать слова со звуком «С»

    сумка

    стакан

    станок бумага

    окно

    туфли

    утка камень

    самолет

    лес

    скамейка посуда

    диван

    колос

    книга стена



    Составить слова из слов или букв, в которых есть «С»:

    ка-ска-мей

    то-бус-ав

    о, с, н

    су-по-да

    лон-ка-со

    о, к, с

    сы-во-ло

    ба-кол-са

    н,ы, с


    Задание 7. Составить 10 предложений для диктанта ти Сенька и Санька сели на санки. Соня стала петь песни.

    Задание 8.

    Дописать недостающий слог или букву

    о.ы


    у.ы


    мя.с

    бу.ы


    .ом


    ■УК

    ..то


    гу.та


    ко..ка

    ..но


    НО...КИ


    ЛИ..НОК


    .тол


    коло.



    Составьте предложения (до 10 предложений) по образцу: столе, на, посуда; стоит, у, автобус, остановки; и,                     посадила, Соня, капусту.

    Некоторые виды работы по коррекции звука «3»

    Задание 1.

    Составить любые сочетания звука «з» с гласными и согласными

    уза

    зба

    зна

    зда

    узо

    зва

    зно

    здо

    узу

    зга

    зну

    зду

    узы

    зда

    зны

    зды

    Придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов типа: изюм, зонт, зыбь, звонок, гнездо, звезды, магазин, азбука, заноза.


    Задание 2.

    а) Исполыовать данные слова для составления предложений. Выбрать слова для составления вопросов.

    зубы

    лоза

    Зоя

    ваза

    золото

    Лиза

    зонт

    язык

    коза



    Задание 3.

    Использовать слова для диктанта. зал замок завод закат запах забава забота заноза затея занятия загадка

    Выбрать слова со звуком «3» в середине сл

    музыка

    незабудка

    кузов

    знак

    фазан

    звон

    изба

    звонок

    азбука

    звук

    узда

    здание

    узник

    знамя

    козлик

    знание

    польза

    злоба

    глаза


    гнездо


    блуза



    Задание 4. Подобрать стихотворение со звуком «3».

    Задание 5. Выбрать слова со звуком «3» Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине привезли.Она была разиней, резиновая Зина, — упала из корзины, измазалась в грязи. Мы вымоем в бензине резиновую Зину. Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим: «Не будь такой разиней, резиновая Зина, а то отправим Зину обратно в магазин».

    Коррекция произношения звука «Ш»

    Задание 1. Составить различные варианты сочетаний со звуком «Ш» и дополнить их до слов

    ши-ша

    ош-аш

    уш-аш

    шпа

    шта

    шка

    ши-шо

    ош-уш

    уш-ош

    шпо

    што

    шко

    ши-шу

    ош-иш


    шпу

    шту





    шпы

    шты



    Задание 2.

    Выбрать из предложенных слов сначала слова со звуком «С», а затем со звуком «Ш»

    шутка

    вышка

    шпалы

    квас

    слово

    уксус

    кости

    мышь

    каштан



    Подобрать пословицы, поговорки с изученными звуками. Руки не протянешь, с полки не достанешь. Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

    Шишки — на сосне, шашки — на столе.

    Задание

    Вставить пропущенные буквы «С» или «Ш» При.ла мы.ка в го.ти к ляту.ке. Лягу.ка в.третила мы.ку на берегу и тала про.ить ее к ,ебе под воду. Мы.ка и.пугалась воды и ула.

    Придумать или подобрать скороговорки с изученными звуками типа:

    Идет косой козел с косой Сел и все съел

    Судят не по словам, а по делам. Задание 4.

    Проанализировать заданные слова и составить предложения, используя их по смыслу.

    Саша

    стеклышко

    шесть

    суша

    машинист

    шалость

    сушки

    солнышко

    нашест

    шоссе

    шелест

    путешествие


    Подобрать загадки для заучивания и закрепления откорректированных звуков.

    Сидит на крыше всех вышей дымом дышит.

    (Труба)

    Нашумела, нагремела. Все промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила.

    (Гроза)

    Коррекция произношения звука «Ж» Задание 1.

    Придумайте слова с данными слогами

    жи-жа

    ужа

    жла

    жи-жо

    ужо

    жло

    жи-жу

    ужу

    жлу

    жи-же

    ужи

    жлы


    уже



    Подобрать стихи, тексты для отработки произношения звука «Ж».

    Я жук, я жук!

    гляжу, лежу,

    Я тут живу,

    я не тужу.

    жужжу, жужжу,

    Всю жизнь жужжу:


    Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.

    Задание 2,

    Составить разные сочетания со звуками «С», «Ж», «3»

    за-жа-за

    аза-ажа

    аша-ажа-аша

    зо-жо-зо

    азо-ажо

    ашо-ажо-ашо

    зу-жу-зу

    азу-ажу

    ашу-ажу-ашу



    аши-ажи-аши



    аше-аже-аше


    Придумать предложения со словами:

    ушат

    жакет

    лягушка

    шарик

    пожар

    камыш

    жасмин

    карандаш


    дружба

    журнал

    вожатый


    Задание 3.

    Образовать слова со слогами:

    же-

    лу-

    жа-

    ш •

    же-

    ка-

    шу-

    жа

    ши-

    ко-

    жу

    ша

    жи-

    ме-

    шу-

    -

    но-

    лу-

    ше-



    Дополнить предложения:

    Вдали виднелся наш .., В саду много ... Паша и Сеня пошли в ... Аист поймал ...

    Задание 4.

    Отгадать загадки, выделить слова со звуком «Ж»: С людьми дружит, дом сторожит.

    (Собака)

    Лежал, лежал, да в реку и побежал.

    (Снег)

    Не огонь, а жжется.

    (Крапива)

    Заучить скороговорки и придумать другие: По шоссе идет сапожник. Жнейки шумят, рожь жнут.

    Коррекция произношения звуков «Ч», «Ц», «Щ»

    Задание 1.

    Составить сочетания, подобные заданным, со звуком «111»-

    ца-ча

    ац-ач

    ач-оч

    цо-чо

    оц-оч

    ач-уч

    цу-чу

    уц-уч

    ач-ич

    цы-чи

    иц-ич

    ач-еч

    це-че

    ец-еч




    п и новые сочетания звуков ч,Ц,1

    ача

    оча

    уча

    аца-ача

    ащ

    аща

    ачо

    очо

    учо

    ацо-ачо

    ощ

    ащо

    ачу

    очу

    учу

    ацу-ачу

    ущ

    ашу

    ачи

    очи

    учи

    ацы-ачи

    ищ

    ащи




    аце-аче


    аще



    Задание 2. Придумать предложения по опорным словам (по выбору):

    удочка

    блюдце

    туча

    щегол

    речка

    офицер

    роща

    почта

    бабочка

    танец

    вещи

    печка

    точка

    конец

    пильщик

    пища

    дочка

    заяц

    ключи

    щепка

    цветы

    мизинец

    челнок

    овощи

    пчела

    перец

    чайка

    чеснок


    леденец

    щавель

    пчела


    Задание 3.

    Вставить пропущенные буквы:

    .OK

    ру.ка

    ово.и

    ули.а

    о.ки

    я.ик

    коне.

    бо.ка

    .ука

    тан.ы

    п. ела

    пла.

    пти.а

    .айка

    товар и.


    Упражнение в быстром чтении и правильном произнесении звуков:

    Два щенка, щека к щеке, Грызли щетку в уголке.

    На то и щука в море, Чтоб карась не дремал.

    Кто умеет утром сам просыпаться по часам? Я умею по часам просыпаться утром сам.

    Задание 4.

    Составить пары слов по смыслу:

    молодец

    кузнец

    удалец

    пловец

    огурец

    продавец


    Упражнение в правильности произношения звуков с помощью скороговорок:

    Жутко жуку жить на суку.

    В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

    Задание 5.

    Выделить звуки в словах-отгадках, которые корректируются: В лесу живет, кур крадет.

    (Лиса)

    Бегут по дорожке доски да ножки.

    (Лыжи)

    Черный, проворный, кричит: «крак», червяк враг

    (Грач)

    Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас.

    (Часы)

    Прослушать и определить, какой звук в слове — не или из?

    вещь

    пашня

    щит

    пища

    борщ

    душ

    товарищ

    вышка

    шум

    шило


    Задание 6.

    Подобрать слова с чередованием звуков, изменяющих смысловое значение слова:

    наш (нас)

    уши (усы)

    ваш (вас)

    мышь (мыс)


    каша (касса)                  башня (басня)

    кашка (каска) шутки (сутки) Мишка (миска)

    Определить слова со звуками з, с, ш, ч, щ, ц Журчит ручей. Птицы ищут корм.

    Ученик исправил ошибку. В камышах живут ужи. В траве трещат кузнечики. Совы лучше видят ночью, чем днем. Скворец — полезная птица. Ужи шипят. Век живи, век учись.


    Please publish modules in offcanvas position.