2.5. Дети с нарушениями речи
Существует различная степень нарушений речи у детей. Есть группы детей с неправильным произношением звуков и фонематической недостаточностью. Другие группы отличаются заиканием. У третьих групп не развита вся речевая система (смысловая связь слов, произношение, грамматический строй языка). Всем этим группам необходима специальная помощь в дошкольных и школьных учреждениях. Группы детей с неправильным произношением больше нуждаются в логопедической работе по коррекции звуков, их произношения, а также развития фонематического'восприятия. Чем раньше родители и воспитатели выявят ошибки, допускаемые детьми в произношении, тем успешнее в дальнейшем они овладевают чтением и письмом.
Группы детей с общим недоразвитием речи нуждаются по внимании специальных учреждений, В зависимости от степени недоразвития речи (полное отсутствие общеупотребительной лексики, незначительный словарный запас, несвязанная речь, употребление неправильных грамматических конструкций) определяется длительностью обучения таких детей (от 3—4 до 2 лет).
Не всегда родители, воспитатели могут уделить внимание правильной постановке произношения детей. Часто они обнаруживают дефекты произношения звуков с большим опозданием, когда уже требуется систематическая помощь логопеда. Поэтому работу по исправлению произношения надо проводить систематически.
Первоначальная работа начинается с показа правильной артикуляции и звучания с помощью пальцев рук, зеркала. Следующий этап работы самих детей по продуванию воздуха в присутствии взрослых. Когда органы речевого аппарата расположены как необходимо для произношения конкретного звука, их установку проверяет с помощью воздуха сам ребенок. И только после этого начинается процесс закрепительных упражнений.
Обычно корректируют следующие звуки: с, сь, з, зь
ш, ж, у, ч, щ.
После упражнений по коррекции произношения требуется специальные упражнения закрепительного характера на дифференциацию звуков.
Например, подбираются упражнения на дифференциацию звуков: с — з, сь — зь; ч — сь, ч — ть, ч — ц;
с — ш; щ — сь, щ — сь, щ — ч, щ — ш.
ж — з, ш — ж; с — ц, ц — ть;
В коррекционной работе по произношению звуков необходимо осуществлять самые разнообразные виды упражнений. Можно использовать одни и те же виды работ для коррекции произношения разных звуков.
Рассмотрим некоторые из них:
— подбираются слоги для четного произношения и анализа;
— предлагается группа слов для определения места конкретного звука в словах;
— подбираются картинки, из которых можно выбрать такие, в названии которых есть звук, который корректируется;
— дается задание, в котором предлагается придумать определенное количество слов с заданным звуком;
требуется вставить пропущенные буквы и затем прочитать составленные слова;
раздаются на карточках слоги, из которых нужно составить слова;
предлагается на карточках слоги, из которых нужно составить слова;
предлагается дописать недостающие слова, слоги, составить слова из заданных слогов или
подбираются тексты, загадки, стихотворения для четкого произношения, чтения и заучивания наизусть.
Правильно организованная работа по исправлению недостатков произношения облегчит ребенку дальнейшую работу по освоению письменной речи и чтения. Для ознакомления и приобретения навыков работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием можно использовать следующие задания.
Работа по коррекции произношения звука «С»
Задание 1. Составить сочетания звука «С» с гласными в любом чередовании и согласными
ас |
аса |
сва |
сма |
уса |
ос |
ас о |
сво |
смо |
усо |
ус |
асу |
сву |
ему |
усу |
ис |
асы |
свы |
смы |
усы |
Задание 2. Подобрать слова, в которых звук «С»
|
|
|
в начале слова: |
в середине слова. |
|
СЛОН |
столб |
ОСЫ |
стакан |
склад |
усы |
скамейка |
сук |
лиса |
СТВОЛ |
сумка |
бусы |
стадо |
СЫН |
коса |
|
сыт |
весы |
|
|
посуда |
составляет последний слог или находятся в конце слова
волосы |
HOC |
касса |
лес |
колбаса |
овес |
|
колос |
Задание 3.
Подобрать несколько картинок, в названии которых есть звук «С».
Придумать десять слов со звуком «С», которые не встречаются в данных столбиках:
сани |
миска |
лист |
сад |
масло |
воск |
салат |
сосна |
мост |
сода |
весна |
хвост |
сом |
каска |
танкист |
сок |
пастух |
куст |
сон |
стол |
сало |
собака |
стул |
фасоль |
солома |
солонка |
сухо |
сокол |
соловей |
бусы |
Задание 4.
Составить слова из заданных слогов или букв: л, о, т, с. ба-ка-со
с, т, о, м. лет-мо-са
у, к, м, с, а. со-ле-ко
т, ы, у, к, с.
Придумать такие слоги и буквы, из которых можно было составить слова
Задание 5.
Составить предложения с заданными словами
овес соль лес сливы письмо самолет судак хвост осень песни
Ответить на вопросы и составить подобные (семь вопросов) Когда падают листья? Когда тает снег? Сколько дней в неделе?
Задание 6.
Выбрать слова со звуком «С»
сумка |
стакан |
станок бумага |
окно |
туфли |
утка камень |
самолет |
лес |
скамейка посуда |
диван |
колос |
книга стена |
Составить слова из слов или букв, в которых есть «С»:
ка-ска-мей |
то-бус-ав |
о, с, н |
су-по-да |
лон-ка-со |
о, к, с |
сы-во-ло |
ба-кол-са |
н,ы, с |
Задание 7. Составить 10 предложений для диктанта ти Сенька и Санька сели на санки. Соня стала петь песни.
Задание 8.
Дописать недостающий слог или букву
о.ы |
|
у.ы |
|
мя.с |
бу.ы |
|
.ом |
|
■УК |
..то |
|
гу.та |
|
ко..ка |
..но |
|
НО...КИ |
|
ЛИ..НОК |
|
.тол |
|
коло. |
|
Составьте предложения (до 10 предложений) по образцу: столе, на, посуда; стоит, у, автобус, остановки; и, посадила, Соня, капусту.
Некоторые виды работы по коррекции звука «3»
Задание 1.
Составить любые сочетания звука «з» с гласными и согласными
уза |
зба |
зна |
зда |
узо |
зва |
зно |
здо |
узу |
зга |
зну |
зду |
узы |
зда |
зны |
зды |
Придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов типа: изюм, зонт, зыбь, звонок, гнездо, звезды, магазин, азбука, заноза.
Задание 2.
а) Исполыовать данные слова для составления предложений. Выбрать слова для составления вопросов.
зубы |
лоза |
Зоя |
ваза |
золото |
Лиза |
зонт |
язык |
коза |
|
Задание 3.
Использовать слова для диктанта. зал замок завод закат запах забава забота заноза затея занятия загадка
Выбрать слова со звуком «3» в середине сл
музыка |
незабудка |
кузов |
знак |
фазан |
звон |
изба |
звонок |
азбука |
звук |
узда |
здание |
узник |
знамя |
козлик |
знание |
польза |
злоба |
глаза |
|
гнездо |
|
блуза |
|
Задание 4. Подобрать стихотворение со звуком «3».
Задание 5. Выбрать слова со звуком «3» Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине привезли.Она была разиней, резиновая Зина, — упала из корзины, измазалась в грязи. Мы вымоем в бензине резиновую Зину. Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим: «Не будь такой разиней, резиновая Зина, а то отправим Зину обратно в магазин».
Коррекция произношения звука «Ш»
Задание 1. Составить различные варианты сочетаний со звуком «Ш» и дополнить их до слов
ши-ша |
ош-аш |
уш-аш |
шпа |
шта |
шка |
ши-шо |
ош-уш |
уш-ош |
шпо |
што |
шко |
ши-шу |
ош-иш |
|
шпу |
шту |
|
|
|
|
шпы |
шты |
|
Задание 2.
Выбрать из предложенных слов сначала слова со звуком «С», а затем со звуком «Ш»
шутка |
вышка |
шпалы |
квас |
слово |
уксус |
кости |
мышь |
каштан |
|
Подобрать пословицы, поговорки с изученными звуками. Руки не протянешь, с полки не достанешь. Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.
Шишки — на сосне, шашки — на столе.
Задание
Вставить пропущенные буквы «С» или «Ш» При.ла мы.ка в го.ти к ляту.ке. Лягу.ка в.третила мы.ку на берегу и тала про.ить ее к ,ебе под воду. Мы.ка и.пугалась воды и ула.
Придумать или подобрать скороговорки с изученными звуками типа:
Идет косой козел с косой Сел и все съел
Судят не по словам, а по делам. Задание 4.
Проанализировать заданные слова и составить предложения, используя их по смыслу.
Саша |
стеклышко |
шесть |
суша |
машинист |
шалость |
сушки |
солнышко |
нашест |
шоссе |
шелест |
путешествие |
Подобрать загадки для заучивания и закрепления откорректированных звуков.
Сидит на крыше всех вышей дымом дышит.
(Труба)
Нашумела, нагремела. Все промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила.
(Гроза)
Коррекция произношения звука «Ж» Задание 1.
Придумайте слова с данными слогами
жи-жа |
ужа |
жла |
жи-жо |
ужо |
жло |
жи-жу |
ужу |
жлу |
жи-же |
ужи |
жлы |
|
уже |
|
Подобрать стихи, тексты для отработки произношения звука «Ж».
Я жук, я жук! |
гляжу, лежу, |
Я тут живу, |
я не тужу. |
жужжу, жужжу, |
Всю жизнь жужжу: |
Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.
Задание 2,
Составить разные сочетания со звуками «С», «Ж», «3»
за-жа-за |
аза-ажа |
аша-ажа-аша |
зо-жо-зо |
азо-ажо |
ашо-ажо-ашо |
зу-жу-зу |
азу-ажу |
ашу-ажу-ашу |
|
|
аши-ажи-аши |
|
|
аше-аже-аше |
Придумать предложения со словами:
ушат |
жакет |
лягушка |
шарик |
пожар |
камыш |
жасмин |
карандаш |
|
дружба |
журнал |
вожатый |
Задание 3.
Образовать слова со слогами:
же- |
лу- |
жа- |
ш • |
же- |
ка- |
шу- |
жа |
ши- |
ко- |
жу |
ша |
жи- |
ме- |
шу- |
- |
но- |
лу- |
ше- |
|
Дополнить предложения:
Вдали виднелся наш .., В саду много ... Паша и Сеня пошли в ... Аист поймал ...
Задание 4.
Отгадать загадки, выделить слова со звуком «Ж»: С людьми дружит, дом сторожит.
(Собака)
Лежал, лежал, да в реку и побежал.
(Снег)
Не огонь, а жжется.
(Крапива)
Заучить скороговорки и придумать другие: По шоссе идет сапожник. Жнейки шумят, рожь жнут.
Коррекция произношения звуков «Ч», «Ц», «Щ»
Задание 1.
Составить сочетания, подобные заданным, со звуком «111»-
ца-ча |
ац-ач |
ач-оч |
цо-чо |
оц-оч |
ач-уч |
цу-чу |
уц-уч |
ач-ич |
цы-чи |
иц-ич |
ач-еч |
це-че |
ец-еч |
|
п и новые сочетания звуков ч,Ц,1
ача |
оча |
уча |
аца-ача |
ащ |
аща |
ачо |
очо |
учо |
ацо-ачо |
ощ |
ащо |
ачу |
очу |
учу |
ацу-ачу |
ущ |
ашу |
ачи |
очи |
учи |
ацы-ачи |
ищ |
ащи |
|
|
|
аце-аче |
|
аще |
Задание 2. Придумать предложения по опорным словам (по выбору):
удочка |
блюдце |
туча |
щегол |
речка |
офицер |
роща |
почта |
бабочка |
танец |
вещи |
печка |
точка |
конец |
пильщик |
пища |
дочка |
заяц |
ключи |
щепка |
цветы |
мизинец |
челнок |
овощи |
пчела |
перец |
чайка |
чеснок |
|
леденец |
щавель |
пчела |
Задание 3.
Вставить пропущенные буквы:
.OK |
ру.ка |
ово.и |
ули.а |
о.ки |
я.ик |
коне. |
бо.ка |
.ука |
тан.ы |
п. ела |
пла. |
пти.а |
.айка |
товар и. |
Упражнение в быстром чтении и правильном произнесении звуков:
Два щенка, щека к щеке, Грызли щетку в уголке.
На то и щука в море, Чтоб карась не дремал.
Кто умеет утром сам просыпаться по часам? Я умею по часам просыпаться утром сам.
Задание 4.
Составить пары слов по смыслу:
молодец |
кузнец |
удалец |
пловец |
огурец |
продавец |
Упражнение в правильности произношения звуков с помощью скороговорок:
Жутко жуку жить на суку.
В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.
Задание 5.
Выделить звуки в словах-отгадках, которые корректируются: В лесу живет, кур крадет.
(Лиса)
Бегут по дорожке доски да ножки.
(Лыжи)
Черный, проворный, кричит: «крак», червяк враг
(Грач)
Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
Прослушать и определить, какой звук в слове — не или из?
вещь |
пашня |
щит |
пища |
борщ |
душ |
товарищ |
вышка |
шум |
шило |
Задание 6.
Подобрать слова с чередованием звуков, изменяющих смысловое значение слова:
наш (нас) |
уши (усы) |
ваш (вас) |
мышь (мыс) |
каша (касса) башня (басня)
кашка (каска) шутки (сутки) Мишка (миска)
Определить слова со звуками з, с, ш, ч, щ, ц Журчит ручей. Птицы ищут корм.
Ученик исправил ошибку. В камышах живут ужи. В траве трещат кузнечики. Совы лучше видят ночью, чем днем. Скворец — полезная птица. Ужи шипят. Век живи, век учись.