Глава 1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ / 1.1. Концептуальные основы учебного пособия
Коррекционная педагогика изучает процесс взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, обеспечивающих оказание помощи детям и подросткам (в корректной и тактичной форме) по исправлению, изменению поведения, их эмоционалык волевой сферы, а также психического развития в заданном обществом направлении. Процесс взаимодействия связан с созданием благоприятной сферы для физического роста и психического развития, с использованием резервов и ресурсов личности воспитанников.
Предметом >гики является созидательная дея
тельность педагогов и родителей, помогающих устранить негативные черты характера и опыта поведения воспитанников, мешающие полноценному развитию личности в силу сложившихся неблагоприятных условий, и детей, добровольно принимающих помощь взрослых и включенных в этот процесс по исправлению их «человеческого характера».
Задачи совместной созидательной работы по коррекции судьбы детей, нуждающихся в более длительном индивидуальном внимании, заботе и регулировании поведения и ранее негативного опыта жизнедеятельности, состоят в следующем:
— систематическое наблюдение, внимание и фиксация различного рода ситуаций со стороны воспитывающих лиц или учреждений:
— подбор диагностики и мето к, адресуемых конкретному ребенку для изучения его личности и неадекватного поведения;
— выявление причин, обусловивших различную степень «закры- тости»детей и подростков л ч понимания их внутреннего мира окружающими;
— определение и обоснование направления работы по переориентации поведения детей и подростков, а также исправлению личностных качеств для приобретения собственного положительного опыта поведения.
Основными исходными положениями коррекции поведения и психического развития детей различного возраста нами определены следующие:
— осознание воспитателями уникальности ребенка, понимание поиска им своего направления в развитии, определения своего места в жизненном пространстве;
— осуществление сугубо индивидуального, ориентированного на конкретную личность внимания и поддержки со стороны взрослых;
— применение гуманистических технологий для переориентирования взглядов и убеждений ребенка, а также в целях формирования новых личностных установок, поведения, осознания ребенком изменений, происходящих в его поведении и сознании.