Вопросу дисциплины М. Монтессори
уделяла особое внимание. Для воспитания дисциплины необходимо, по ее мнению, ясное представление о добре и зле. Поэтому следует «дисциплинировать ребенка к работе, к деятельности, к добру, но не дисциплинировать его к неподвижности, к пассивности, к подчинению». Вопрос дисциплины тесно связан с приемами поощрения и наказания. Монтессори не разрабатывала их, считая, что им не место в ее методике. По ее утверждению, если ребенок сам выбирает ту или иную деятельность, это для него уже награда. Именно такое понимание награды существовало в школах М. Монтессори. Принуждение, баллы, награждения (как это понималось во всей системе обучения) были несовместимы с естественным развитием ребенка. Они расценивались как подавление личности и не применялись в школах М. Монтессори. Она писала:
«Настоящим наказанием для нормального человека служит сознание потери своей силы. Человек начинает чувствовать настоящую, единственную награду, которая его никогда не обманет: рост своего могущества и свободу своей внутренней жизни». В школах Монтессори допускаются похвала и поощрение учителя, кроме внутреннего удовлетворения, пережитого самим ребенком. А единственное внешнее наказание — отсаживание ученика, мешающего другим, подальше от детей, но так, чтоб он видел товарищей. При этом ребенок берет с собой те предметы, которые ему нравятся. Такой вид наказания всегда, по словам Т. Л. Сухотиной, успокаивал ребенка. Он видел детей, их занятия, учительницу и не волновался. Шалун приучался таким образом понимать и чувствовать преимущество быть в обществе товарищей, что способствовало появлению у него желания делать то же, что и другие дети.
М. Монтессори — сторонница совместного воспитания и обучения мальчиков и девочек. Ее «Детский дом» создан по типу: «Детский сад и школа обучения письму, чтению, счету». Главное, в чем видела свою задачу эта выдающаяся женщина, — развить органы восприятия. Ею разработаны около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей.