3.3. Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму — с пятилетнего.
Наблюдая за детьми, М. Монтессори убедилась, что написание палочки — самый сложный элемент в письме, поэтому написание палочек следует отложить до тех пор, пока ребенок не будет подготовлен.
Подготовительный период содержит обучение детей буквам. При этом использовалась гладкая бумага, на которую наклеивалась черная шероховатая, соответствующая графическому изображению той или иной буквы алфавита. Ощупывая и обводя карточку с буквой, ребенок без письма изучает движение, необходимые для воспроизведения формы буквы. И если он сразу не сможет ответить, какая это буква, то ощупывая ее пальчиками, он узнает ее и правильно определяет.
Обучение буквам предлагается вести в три приема:
— Ознакомление с двумя буквами, и обведение их пальцами ребенка, которые направляет рука учительницы.
С помощью этого приема действуют зрительное, осязательное и мускульное чувство.
— Показ требуемых учителем карточек с изображением букв. Если ребенок ошибается, занятия с ним прекращаются: он еще не готов к восприятию того, что внушает взрослый.
— Узнавание детьми букв, которые учитель выбирает из азбуки.
Подготовленная работа по узнаванию букв закончена. Но чтобы
писать буквы, недостаточно только знать их. Поэтому следующий этап — работа над моторикой руки состоит из выполнения упражнений по закрашиванию и штрихованию цветными карандашами фигурок различной формы. Такая работа способствует, по мысли М. Монтессори, образованию мускульного механизма, с помощью которого ребенок сможет держать карандаш или ручку и писать ими. Ребенок не чувствует утомления, хотя в ходе этой работы множество тетрадей исписываются палочками. После подобных упражнений мальчики и девочки смогут писать буквы. «Уверенность штриха, которого достигают наши дети, ставит их на уровень с учениками третьего класса элементарной школы», — напишет впоследствии М. Монтессори.