Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 1.2 В . П . Кащенко — основоположник коррекционной педагогики

    Содержание материала

    1.2 В . П . Кащенко — основоположник коррекционной педагогики

    Выдающийся русский врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943) еще в 20-х годах прошлого века в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.

    В. П. Кащенко стоял у истоков отечественной дефектологии. В 1909 году он основал в Москве, в арендуемом доме, санаторий-школу для дефективных детей. Это оригинальное детское учреждение сочетало в себе педагогические, лечебные и исследовательские функции. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Здесь учились дети с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии.

    В своей практической и научной работе Кащенко делал особый акцент на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивал, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспита-

    ния и программе обучения, а те должны приспосабливаться к ребенку. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только представляется возможность, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и предоставляет укореняться и развиваться индивидуальным сторонам, вовсе нежелательным. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт.

    В основу такого изучения были положены достижения современных наук, преимущественно — психологии и физиологии. Большая ответственность в таком исследовании ложится и на врача, и на педагога. От их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза,    выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего.

    Кащенко неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, его пребывание в школе нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. При этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием.

    В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Задача санатория-школы была иная. Педколлектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные способности и они постепенно научились бы пользоваться своими знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость и находя новые сферы для приложения своих творческих сил.

    В школе Кащенко не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы.

    Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещании врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. Он выступал также:

    —   на психиатрическом съезде в Петербурге с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми» (1909);

    —   на XII съезде естествоиспытателей с докладом «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально-отсталых детей» (1909);

    —   на 1П съезде отечественных психиатров (1910) и т. д.

    Принимал участие в работе различных комитетов и педагогических кружков.

    В 1918 году санаторий-школа был передан Кащенко в систему Наркомпроса. Она была превращена в Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развивалась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Туг же в 1919 году возник Музей детской дефектологии.

    В 1920 году прошел I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью. В этом же году Кащенко создал Педагогический институт детской дефективности, с 1924 года вошедший на правах дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет (ныне МГПУ).

    Одновременно с этим вузом в Петрограде возник Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный профессором А. С. Грибоедовым.

    Институт, возглавляемый проф. В. П. Кащенко, имел следующие отделения:

    —   интеллектуальной дефективности;

    —  работы с трудновоспитуемыми детьми;

    —    сурдопедагогики;

    —   тифлопедагогики;

    —   социально-правовой охраны ребенка.

    Оба института положили начало высшему образованию педагогов- дефектологов.

    Были заложены новые методологические основы преподавания учебных предметов. Кащенко ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста. Педагог-дефектологдолжен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке. Наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка. Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных?

    В детской исключительности Кащенко винил не столько биологическое начало, сколько социальное, причем дефективное социальное.

    должен иметь достаточные знания, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеть навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства.

    В 1928—1932 годах В. П. Кащенко и Н. А. Семашко вместе с профессором Каннабихом провели массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок» с использованием клубов и радио.

    С         года стал издаваться журнал «Вопросы дефектологии».

    В 1936 году в 32-м томе БСЭ, несмотря на оттеснение В. П. Кащенко на периферию науки, была                                                           посвященная ему статья, хотя и поданная в тенденциозном плане.

    Санаторий-школа В. П. Кащенко был исходной базой формирования государственно         как самостоятельного психолого-педагогического направления в отечественной науке. Эта школа явилась прообразом Института человека. А изданная при участии Кащенко в 1912 году книга «Дефективные дети и школа» была первым русским учебником, положившим начало такой литературе в нашей стране.

    По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к концу XX века ожидалось, что 14% детей в мире будут страдать серьезными психическими заболеваниями. Чтобы не сбылся этот печальный прогноз, требовались усилия не только ученых и родителей, но и общества в целом. По этой причине в 1( 2 году и проводилась в Москве международная конференция «Особый ребенок и его окружение: медицинские, психологические и социальные аспекты». Участники конференции предложили принять Закон о защите прав ребенка, который бы оградил детей от психологического, физического и сексуального насилия, в том числе в собственных семьях.

    К сожалению, общество взялось за эту проблему слишком поздно, и (как подтверждает статистика, приведенная во Введении) наша страна, как и 80 лет назад, вынуждена заниматься нейтрализацией безнадзорности, беспризорности и экстремизма подростков — несовершеннолетних с больной

    1.3. Виды нарушений в развитии ребенка

    Процесс развития человека происходит в течение всей его жизни. Особенно интенсивно он развивается в детстве. Вот почему в настоящее время «детство» является духовной ценностью общества, и на этот возрастной период так акцентировано внимание специалистов из разных областей науки. В детстве человек активно пытается познать окружающий мир. В процессе познания, учения он растет и развивается. Поэтому так важен факт раннего изучения познавательной сферы деятельности ребенка и его дальнейшего обучения.

    Развитие протекает не всегда ровно, спокойно. Оно может характеризоваться быстрым темпом, стремительностью. Л. С. Выготский выделил так называемые кружн ые периодыразвития детей:

    —   кризис новорожденное™ (переход к младенчеству);

    —   кризис одного года (переход к раннему детству);

    —   кризис трех лет (переход к дошкольному возрасту);

    —   кризис семи лет (переход к школьному возрасту);

    —   кризис тринадцати лет (переход к половой зрелости).

    В настоящее время обнаруживается все больше нарушений в развитии детей, и основной причиной такого роста является нестабильность жизни в стране и в семье. Увеличивается число детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, а также заболевания центральной нервной системы. Ухудшается экономическое положение многих семей, духовные и культурные ценности не всегда принимаются ими как ориентиры. Забота родителей о своих детях снижается в силу их занятости. Они стараются прежде всего заработать на кусок хлеба. На втором плане остается забота о здоровье и развитии детей. Поэтому особо обращать внимание на кризисные периоды жизни ребенка многие родители не могут по разным причинам.

    Большинство исследователей предлагают следующую классификацию видов нарушений в развитии детей:

    —  дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, сенсомоторики;

    —   дети с задержкой психического развития;

    —  дети с астеническим состоянием и конфликтными переживаниями;

    —  дети с психопатическими формами поведения;

    —  умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильнос- ти, имбецильности, идиотии);

    —   дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия и др.).

    О. Н. Усанова предлагает другую классификацию отклонений:

    —  дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

    —   в связи с функциональной незрелостью;

    —   дети с отклонениями в развитии на почве психических заболеваний.

    В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов деление групп осуществляют таким образом:

    —   дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

    —   деги с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

    —   дети с нарушениями речи;

    —   дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    —   дети с комплексными дефектами развития;

    —   дети с дисгармоничным развитием.

    В. П. Кащенко всех неблагополучных детей делил на две группы. ]. Дети, имеющие недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:

    •     неустойчивость, противоречивость;

    •     повышенная возбудимость, склонность к аффектам;

    •     острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков;

    •     исступленный гнев;

    пугливость и болезненные страхи (фобии);

    • • равнодушие, безучастность;

    пессимизм и чрезмерная веселость; - нечистоплотность, педантизм;

    —   страстное чтение.

    2. Дети, имеющие недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами:

    —   болезненно выраженная активность;

    —   интенсивная болтливость;

    —   постоянная жажда

    —   отсутствие определенной цели;

    —   безудержность;

    —   рассеянность;

    —   бесцельная ложь;

    —   бессмысленное воровство;

    —   мучительство животных;

    —     злорадство и издевательство над окружающими людьми;

    —    негативизм;

    —    деспотизм;

    —     чрезмерная нерадивость;

    —     замкнутость;

    —     бродяжничество.

    На развитие ребенка отрицательно могут воздействовать различные факторы во время внутриутробного периода развития, во время рождения и после рождения. Это могут быть генетические отклонения, употребление родителями будущего ребенка алкоголя, наркотиков, систематическое курение, психические и физические травмы, инфекционные или хронические заболевания, неблагоприятные экологические условия проживания, неквалифицированная медицинская помощь во время родов, осложненные роды. Нарушения в развитии ребенка могут вызвать болезни мозга, травмы черепа, сотрясение мозга, поражения нервной системы, ограниченный круг общения. Неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка оказывает нарушенный режим питания, сна матери и ее ребенка после рождения, атмосфера напряженности в семье (постоянные ссоры, крики, скандалы).

    Негативные воздействия на развитие ребенка, подростка может оказывать невнимание со стороны родителей и взрослых:

    —   к советам и рекомендациям медицинского персонала;

    —   к систематическому наблюдению за ребенком;

    —   к формированию моральных качеств;

    —   к развитию эмоционально-волевой сферы;

    —   к проявлению любознательности, игровым, трудовым и другим наклонностям ребенка;

    —   к воздействию шумовых, световых явлений;

    —   к душевным и физическим расстройствам;

    —  к личным проблемам ребенка;

    —   к речевым нарушениям норм произношения слов и звуков.

    Поэтому важно уже в раннем возрасте выявить нарушения в развитии ребенка и нейтрализовать причины их возникновения.

    Наиболее полную, на наш взгляд, классификацию «трудных» учащихся (рис. 1) дал доцент Ростовского государственного педагогического университета А. И. Белов. Его систематика позволяет наглядно понять корни «трудности» и выбрать адекватную форму педагогической коррекции.

    В наши дни в педагогической литературе по-разному трактуется термин «отклоняющийся от нормы поведения ребенок». Это и «педагогически запущенные дети» (В. П. Баженов, Г. П. Давыдов, Г. П. Медве-

    Рис. 1. Классификация дезадаптированных детей по А. И. Белову


    дев); «трудновоспитуемый подросток» (М. А. Алемаскин, А. И. Кочетов); «трудный ребенок» (Э. Г. Костяшкин,А. Ф. Никитин); «социально запущенный» (И. А. Невский).

    На наш взгляд, гуманнее использовать термин «неблагополучные дети»: речь идет о тех, кто лишен благоприятных условий для своего нормального развития. А еще справедливее таких детей называть «исключительными», потому что каждый из них уникален, а педагогу и родителям важно знать, каковы условия и причины, влияющие на развитие и воспитание ребенка, чтобы упредит негативные воздействия на его психику.


    Please publish modules in offcanvas position.