1.2 В . П . Кащенко — основоположник коррекционной педагогики
Выдающийся русский врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943) еще в 20-х годах прошлого века в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.
В. П. Кащенко стоял у истоков отечественной дефектологии. В 1909 году он основал в Москве, в арендуемом доме, санаторий-школу для дефективных детей. Это оригинальное детское учреждение сочетало в себе педагогические, лечебные и исследовательские функции. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Здесь учились дети с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии.
В своей практической и научной работе Кащенко делал особый акцент на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивал, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспита-
ния и программе обучения, а те должны приспосабливаться к ребенку. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только представляется возможность, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и предоставляет укореняться и развиваться индивидуальным сторонам, вовсе нежелательным. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт.
В основу такого изучения были положены достижения современных наук, преимущественно — психологии и физиологии. Большая ответственность в таком исследовании ложится и на врача, и на педагога. От их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего.
Кащенко неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, его пребывание в школе нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. При этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием.
В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Задача санатория-школы была иная. Педколлектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные способности и они постепенно научились бы пользоваться своими знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость и находя новые сферы для приложения своих творческих сил.
В школе Кащенко не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы.
Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещании врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. Он выступал также:
— на психиатрическом съезде в Петербурге с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми» (1909);
— на XII съезде естествоиспытателей с докладом «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально-отсталых детей» (1909);
— на 1П съезде отечественных психиатров (1910) и т. д.
Принимал участие в работе различных комитетов и педагогических кружков.
В 1918 году санаторий-школа был передан Кащенко в систему Наркомпроса. Она была превращена в Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развивалась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Туг же в 1919 году возник Музей детской дефектологии.
В 1920 году прошел I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью. В этом же году Кащенко создал Педагогический институт детской дефективности, с 1924 года вошедший на правах дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет (ныне МГПУ).
Одновременно с этим вузом в Петрограде возник Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный профессором А. С. Грибоедовым.
Институт, возглавляемый проф. В. П. Кащенко, имел следующие отделения:
— интеллектуальной дефективности;
— работы с трудновоспитуемыми детьми;
— сурдопедагогики;
— тифлопедагогики;
— социально-правовой охраны ребенка.
Оба института положили начало высшему образованию педагогов- дефектологов.
Были заложены новые методологические основы преподавания учебных предметов. Кащенко ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста. Педагог-дефектологдолжен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке. Наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка. Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных?
В детской исключительности Кащенко винил не столько биологическое начало, сколько социальное, причем дефективное социальное.
должен иметь достаточные знания, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеть навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства.
В 1928—1932 годах В. П. Кащенко и Н. А. Семашко вместе с профессором Каннабихом провели массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок» с использованием клубов и радио.
С года стал издаваться журнал «Вопросы дефектологии».
В 1936 году в 32-м томе БСЭ, несмотря на оттеснение В. П. Кащенко на периферию науки, была посвященная ему статья, хотя и поданная в тенденциозном плане.
Санаторий-школа В. П. Кащенко был исходной базой формирования государственно как самостоятельного психолого-педагогического направления в отечественной науке. Эта школа явилась прообразом Института человека. А изданная при участии Кащенко в 1912 году книга «Дефективные дети и школа» была первым русским учебником, положившим начало такой литературе в нашей стране.
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к концу XX века ожидалось, что 14% детей в мире будут страдать серьезными психическими заболеваниями. Чтобы не сбылся этот печальный прогноз, требовались усилия не только ученых и родителей, но и общества в целом. По этой причине в 1( 2 году и проводилась в Москве международная конференция «Особый ребенок и его окружение: медицинские, психологические и социальные аспекты». Участники конференции предложили принять Закон о защите прав ребенка, который бы оградил детей от психологического, физического и сексуального насилия, в том числе в собственных семьях.
К сожалению, общество взялось за эту проблему слишком поздно, и (как подтверждает статистика, приведенная во Введении) наша страна, как и 80 лет назад, вынуждена заниматься нейтрализацией безнадзорности, беспризорности и экстремизма подростков — несовершеннолетних с больной
1.3. Виды нарушений в развитии ребенка
Процесс развития человека происходит в течение всей его жизни. Особенно интенсивно он развивается в детстве. Вот почему в настоящее время «детство» является духовной ценностью общества, и на этот возрастной период так акцентировано внимание специалистов из разных областей науки. В детстве человек активно пытается познать окружающий мир. В процессе познания, учения он растет и развивается. Поэтому так важен факт раннего изучения познавательной сферы деятельности ребенка и его дальнейшего обучения.
Развитие протекает не всегда ровно, спокойно. Оно может характеризоваться быстрым темпом, стремительностью. Л. С. Выготский выделил так называемые кружн ые периодыразвития детей:
— кризис новорожденное™ (переход к младенчеству);
— кризис одного года (переход к раннему детству);
— кризис трех лет (переход к дошкольному возрасту);
— кризис семи лет (переход к школьному возрасту);
— кризис тринадцати лет (переход к половой зрелости).
В настоящее время обнаруживается все больше нарушений в развитии детей, и основной причиной такого роста является нестабильность жизни в стране и в семье. Увеличивается число детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, а также заболевания центральной нервной системы. Ухудшается экономическое положение многих семей, духовные и культурные ценности не всегда принимаются ими как ориентиры. Забота родителей о своих детях снижается в силу их занятости. Они стараются прежде всего заработать на кусок хлеба. На втором плане остается забота о здоровье и развитии детей. Поэтому особо обращать внимание на кризисные периоды жизни ребенка многие родители не могут по разным причинам.
Большинство исследователей предлагают следующую классификацию видов нарушений в развитии детей:
— дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, сенсомоторики;
— дети с задержкой психического развития;
— дети с астеническим состоянием и конфликтными переживаниями;
— дети с психопатическими формами поведения;
— умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильнос- ти, имбецильности, идиотии);
— дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия и др.).
О. Н. Усанова предлагает другую классификацию отклонений:
— дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;
— в связи с функциональной незрелостью;
— дети с отклонениями в развитии на почве психических заболеваний.
В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов деление групп осуществляют таким образом:
— дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
— деги с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
— дети с нарушениями речи;
— дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— дети с комплексными дефектами развития;
— дети с дисгармоничным развитием.
В. П. Кащенко всех неблагополучных детей делил на две группы. ]. Дети, имеющие недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:
• неустойчивость, противоречивость;
• повышенная возбудимость, склонность к аффектам;
• острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков;
• исступленный гнев;
пугливость и болезненные страхи (фобии);
• • равнодушие, безучастность;
пессимизм и чрезмерная веселость; - нечистоплотность, педантизм;
— страстное чтение.
2. Дети, имеющие недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами:
— болезненно выраженная активность;
— интенсивная болтливость;
— постоянная жажда
— отсутствие определенной цели;
— безудержность;
— рассеянность;
— бесцельная ложь;
— бессмысленное воровство;
— мучительство животных;
— злорадство и издевательство над окружающими людьми;
— негативизм;
— деспотизм;
— чрезмерная нерадивость;
— замкнутость;
— бродяжничество.
На развитие ребенка отрицательно могут воздействовать различные факторы во время внутриутробного периода развития, во время рождения и после рождения. Это могут быть генетические отклонения, употребление родителями будущего ребенка алкоголя, наркотиков, систематическое курение, психические и физические травмы, инфекционные или хронические заболевания, неблагоприятные экологические условия проживания, неквалифицированная медицинская помощь во время родов, осложненные роды. Нарушения в развитии ребенка могут вызвать болезни мозга, травмы черепа, сотрясение мозга, поражения нервной системы, ограниченный круг общения. Неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка оказывает нарушенный режим питания, сна матери и ее ребенка после рождения, атмосфера напряженности в семье (постоянные ссоры, крики, скандалы).
Негативные воздействия на развитие ребенка, подростка может оказывать невнимание со стороны родителей и взрослых:
— к советам и рекомендациям медицинского персонала;
— к систематическому наблюдению за ребенком;
— к формированию моральных качеств;
— к развитию эмоционально-волевой сферы;
— к проявлению любознательности, игровым, трудовым и другим наклонностям ребенка;
— к воздействию шумовых, световых явлений;
— к душевным и физическим расстройствам;
— к личным проблемам ребенка;
— к речевым нарушениям норм произношения слов и звуков.
Поэтому важно уже в раннем возрасте выявить нарушения в развитии ребенка и нейтрализовать причины их возникновения.
Наиболее полную, на наш взгляд, классификацию «трудных» учащихся (рис. 1) дал доцент Ростовского государственного педагогического университета А. И. Белов. Его систематика позволяет наглядно понять корни «трудности» и выбрать адекватную форму педагогической коррекции.
В наши дни в педагогической литературе по-разному трактуется термин «отклоняющийся от нормы поведения ребенок». Это и «педагогически запущенные дети» (В. П. Баженов, Г. П. Давыдов, Г. П. Медве-
Рис. 1. Классификация дезадаптированных детей по А. И. Белову
дев); «трудновоспитуемый подросток» (М. А. Алемаскин, А. И. Кочетов); «трудный ребенок» (Э. Г. Костяшкин,А. Ф. Никитин); «социально запущенный» (И. А. Невский).
На наш взгляд, гуманнее использовать термин «неблагополучные дети»: речь идет о тех, кто лишен благоприятных условий для своего нормального развития. А еще справедливее таких детей называть «исключительными», потому что каждый из них уникален, а педагогу и родителям важно знать, каковы условия и причины, влияющие на развитие и воспитание ребенка, чтобы упредит негативные воздействия на его психику.