Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Дезадаптация в школ

    Содержание материала

    Дезадаптация в школ

    Социально-психологическая дезадаптация в школе проявляется в слабом овладении новой социальной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушения общения со сверстниками, эмоциональное отвержение и, как следствие, негативное психоэмоциональное состояние.

    Школьная тревожность характерна для всех младших школьников; разница состоит в уровне ее проявления и предмете переживания. Обычные дети тревожатся по поводу достижения наилучших результатов, а запущенные — по поводу плохих результатов.

    Таблица

    школьной дезадаптации у младших школьников

    Форма дезадаптации

    Причины

    Коррекционные мероприятия

    Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

    Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

    с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

    Неспособность произвольно управлять своим поведением

    Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

    Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможно неправильное поведение

    Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

    Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

    Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

    Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

    Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпускает его (чаше это наблюдается у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

    Подключение школьного психолога — семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей


    Школьная неуспешность запущенных младших школьников порождает неблагополучные отношения с окружающими, что, естественно, приносит ребенку много неприятностей. Поэтому мотив избегания неприятностей и стремления к благополучию в учебных ситуациях становится для него ведущим, личностно-значимым. Однако реальная успешность в учебной деятельности связана в первую очередь с развитостью познавательной мотивации. Такая учебная ситуация приводит запущенного ребенка к рассогласованию мотивов учения. Престижные мотивы «хочу, чтобы мои ответы были всегда лучше всех», «хочу быть лучшим» при реальных учебных возможностях приводят к формированию нереалистического уровня притязаний и неадекватной самооценки. Таким образом, педагогически запущенный младший школьник как субъект учебной деятельности характеризуется дисгармонией мотивов учения, неадекватным уровнем притязаний, низкой учебно-познавательной активностью, несбалансированностью развития познавательных процессов, слабым овладеванием основными способами познавательных процессов, неспешностью учения, высоким уровнем школьной тревожности. Доминирующими мотивами учения выступают мотивы избегания неприятностей и стремления к благополучию в учебной ситуации, что связано со школьной неуспешностью детей и соответствующими санкциями со стороны педагогов и родителей.


    Please publish modules in offcanvas position.