Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Психолого-педагогическая коррекция

    Содержание материала

    Психолого-педагогическая коррекция

    — это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

    Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:

    —    комплексный и системный подход к                               профилактике и коррекции;

    —   учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;

    —   профессиональная компетентность и разделение функций;

    —    опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;

    —    единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

    —   дифференцированный подход.

    Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

    Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности:

    —     познавательный характер игры,

    —     создание ситуаций эмоционального переживания,

    —     занимательность,

    —     опора на жизненный опыт,

    —     ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.

    2.    Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива;

    —     создание ситуаций личностной и групповой перспективы,

    —     коллективные игры,

    —     выработка коллективно-единых требований,

    —     коллективные соревнования,

    —     коллективное самообслуживание.

    3.    Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

    —      осуждение,

    —            педагогическая требовательность,

    —            педагогическое предостережение,

    —      сочувствие,

    —     убеждение,

    —     уважение,

    —     решение конфликтной ситуации,

    —     анализ поступка,

    —     понимание.

    —      побуждение.

    —     доверие.

    4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

    —     ожидание радости;

    —     обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

    —     обращение к самолюбию, самоуважению;

    —     пример, разъяснение;

    —     внушение;

    —     требование;

    —     снятие напряжения.

    Психологическая коррекция педагогической запущенности классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

    Нарушения учебной деятельности можно корректировать методом снижения значимости учителя на уроке; снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; снижения чувствительности к оцениванию; формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и от реагирования школьных страхов запущенного ребенка.

    Нарушения развития самосознания запущенного ребенка корректируются психологическим массажем, идентификацией, зеркальным отражением, подтверждением уникальности ребенка, развитием позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу ментолом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду».


    Please publish modules in offcanvas position.