Средства профилактики и коррекции педагогической запущенности
разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты.
Таблица 6
Система психолого-педагогнческой коррекции педагогической запущенности
младшего школьника
Подструктуры личности |
Предметы коррекции |
Педагогические приемы |
Психологические методы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Индивиду- ально-типо- логические особенности личности |
Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками |
Понимание, сочувствие, снятие напря- жения.Рационализа- ция воспитательно- образовательного процесса. Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Личностная перспектива |
Развитие произвольности вдвигательнойсфе- ре. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в эмоциональной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическаяде- сенсибилизация. Терапия средствами искусства |
Свойства субъекта общения |
Высокая тревожность. Слабая социальная рефл е кс и я Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус |
Доверие к личности ребенка. Формирование реально осознаваемых мотивов поведения Формирование реально действующих мотивов поведения. Анализ конфликтных ситуаций. Пример и авторитет педагога в отношении к детям. Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношении ребенка со сверстниками |
Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей |
Свойства субъекта деятельности |
Дисгармония мотивов учения. Школьная тревожность Низкая учеб- но-познава- тельная актив- |
Позитивное стимулирование. Авансирование успеха. Акцептуация достижений ребенка в деятельности. Парциальная оценка результатов. Нагляд- |
значимости учителя. Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Десенсибилизация к оцениванию. Формиро - |
Окончание табл.6
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ность. Несфор- мированность основных учебных умений. Слабая обучаемость |
ные опоры в обучении. Комментируемое управление. Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт детей. Поэтапное формирование умственных действий. Опережающее консультатирова- ние по трудным темам. Щадящая учебная нагрузка |
адекватной самооценки школьных успехов. Релаксация и эмоциональное отреагирова- ние школьных страхов |
Свойства субъекта самосознания |
Нарушенный образ «Я». Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс не- полноценности |
Безусловное принятие ребенка. Выборочное игнорирование негативных поступков. Эмоциональное поглаживание ребенка. Позитивное побуждение к деятельности и общению. Ожидание завтрашней радости |
Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду») |
Прежде чем предлагать практические советы и рекомендации, напомним, что восстанавливать и развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:
— формировать мотивацию учения как побудительную силу;
— развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу познавательной учебной активности;
— повышать уровень производительности познавательных психических процессов как фундамента учебной деятельности;
— сформировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.
Эмоциональное отвержение запущенных детей, отсутствие взаимопонимания с учителем связано с выбором мотивов, неадекватных учению (игровой мотив) или мотивов, которые не могут обеспечить успешность учебной деятельности на длительное время (внешний, позиционный мотивы). Изменение отношения к запущенному ребенку, проявление истинной заинтересованности к школьным делам со стороны окружающих будут способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на самоуважении, его вере в собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к школе; ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива.