Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 4.7. Профилактика педагогической запущенности учащихся

    Содержание материала

    4.7. Профилактика педагогической запущенности учащихся

    Правонарушениями несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности. Эта линия поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при неблагоприятном стечении обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

    Задержка развития, неэтичное поведение, неумение подчиняться требования и соответствующей деятельности (например, учебной, игровой) со временем перерастают в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами. Возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей. Работа школьного психолога в первую очередь должна быть направлена на гуманизацию педагогического процесса, формирование культуры общения и эмпати- ческого понимания в системах «Ученик—учитель», «Ученик—ученик», «Ученики социум», «Ученик—родители».

    Необходимо педагогическое сотрудничество учителя с родителями учащихся. Психологи педагоги должны помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть в ней свои функции. Речь идет об устранении безнадзорности ребенка в семье, его приучении к твердому распорядку дня,               трудовых поручений, правил       о

    поощрении его дружбы со сверстниками. Родители должны быть ориентированы на гуманное и    отношение к ребенку; на приложение максимальных усилий к нормализации обстановки в семье; перестройку семейных отношений в направлении взаимоуважения и требовательности, ответственности. При необходимости следует принять меры общественного и административного воздействия на родителей, ведущих неправильный жизни и уклоняющихся от воспитания детей.

    Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками                работой семьи, детского сада и школы, ее успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада и педагогически запущенныхдетей являются:

    —  совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

    —  совместное программирование содержания профилактической работы;

    —  совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности;

    —   совместный анализ ее результатов.

    Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:

    —   организация успеха ребенка в ролевой игре;

    —  учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

    —  формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

    -- преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

    Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.

    В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но и непосредственно родители.

    Профилактика запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.

    Можно предложить учителям начальных классов примерную программу организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности, состоящую из трех основных направлений помощи.

    1.   Изменение условий семейного воспитания ребенка:

    —    повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

    —    создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

    —    индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

    —    контроль за организацией нормального режима жизни и деятельности ребенка, устранение его безнадзорности;

    —    помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;

    —   меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

    2.        Совершенствование воспитательно-образовательной работы с

    классом:

    —    коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования учащихся, снятие психологических перегрузок;

    —    гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

    —   рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;

    —   взаимодействие педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе.

    3. Помощь ребенку в личностном росте:

    —   организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи:

    -      индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

    -      включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

    -     преодолениедемотивированности, негативной мотивации учения;

    -     организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;

    -     руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;

    —   работа по                                 мотивации достижений.

    Характер протекания и изменения психологической запущенности

    зависит от длительности ее существования у ребенка, но в любом случае педагог может рассчитывать успех коррекционной работы.


    Please publish modules in offcanvas position.