По решаемым задачам выделяются несколько типов игр и упражнений.
1. Воспитания уверенности в себе и снятие страхов и тревог.
Решаемые задачи:
— воспитание уверенности в себе;
— снижение эмоционального напряжения;
— помощь в снятии страхов;
— уменьшение тревожности;
— помощь в преодолении негативных переживаний;
Упражнения:
— Рисование спиралеобразными линиями.
Цель: разработка моторики руки.
— Соединение единой линией двух предметов.
Цель: формирование умелости и уверенности руки.
— Игра по интенсивному обучению «Клавиатура».
Цель: упражнение в рисовании различных геометрических фигур и предметов по строкам.
— Серия занятий по коррекции страхов.
Цель: формирование активной позиции небоящегося.
Примечание : занятия по коррекции страхов следует проводить до тех пор, пока ребенок не скажет, что он уже не боится.
— Пластилиновая живопись.
Цель: движение руки, развивать уверенность
в себе.
— Изображение своего настроения.
Цель: разви гие способности детей передавать свое настроение.
— Сказка «Король и слуги».
2. Коррекция зависимости от окружающих.
Решаемые задачи:
— научить ребенка новым формам общения (взрослый — ребенок);
— дать возможность почувствовать себя уверенным человеком;
— научить самостоятельно принимать решения.
Упражнения:
— Пуантилизм — пальцевая живопись.
Цель: учить самостоятельно создавать образы.
— Кляксография.
Цель: развивать умение видеть образ, проявлять самостоятельность и творчество в создании образа.
— Игры по интенсивному обучению.
Цель: научить обозначать предметы символами и значка
ми (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, снимание напряжения.
— Игры: «Закорючки», «Закорючка в композиции», «Художник», «Пиктография», «Опорные сигналы».
— Сюрреалистическая игра (метод «снежного кома»).
Цель: развивать умение мыслить образами, моделировать ситуации.
3. Развитие памяти.
— Игры на развитие памяти: «Недостающие картинки», вариант игры «Пары слов», «Разведчики».
Цель: развивать моторно-слуховую память; снять двигательную расторможенность, негативизм. Тема урока: «Какая бывает память?»
4. Развитие внимания.
Игры: «Заметить все», «Ищи безостановочно», «Запоминай порядок», «Пуговицы». «Маленькие обезьянки». Тема урока: «Кто самый внимательный?». Сказки: «Страж знаний», «Путешествие двух подруг».
5. Снятие враждебности.
Решаемые задачи:
— формирование адекватных форм поведения;
— эмоциональное осознание своего поведения;
— регулирование поведения в коллективе.
Упражнения.
— Рисование самого себя.
Цель: формировать стремление к самосовершенствованию.
— Рисование на тему «Красивое и безобразное».
Цель: учить понимать и передавать увиденное в окружающей жизни, взаимоотношения людей.
— Игры но интенсивному обучению «Цвета эмоций». Цель: учить мимикой передавать различные эмоции.
— Сказка о волшебнике.
Для закрепления рекомендуются:
— игра «В магазине зеркал».
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти, упражнение в уверенности, умении подчиняться требованиям другого.
— Этюд: «Встреча с другом».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое; формирование выразительных движений.
Все игры, упражнения и этюды педагог может найти у Р. О. Овчаро- вой — «Практическая психология в начальной школе», а сказки — в газете «Школьный психолог» №1—3 за 2001 год.
8. Критерии эффективности программы. На этом этапе используется повторная диагностика. Она должна проводиться с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо решить, какой уровень развития является достаточным, а какой требует повторного прохождения программы.
Занятие на тему «Знакомство детей друг с другом».
Дети сидят полукругом вместе со взрослым, который предлагает всем участникам назвать себя любым именем, сохраняющимся за ребенком на все время занятий. Взрослый предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.
Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую личину.
Именадрузей, названия животных, выбранные детьми, глубоко симво- личиы.
Примечание 1 'В диагностическом смысле выбор не своего имени — признак неприязни к себе. Так выявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации.
Примечание 2: На первом занятии не следует выяснять, почему ребенок назвал себя так, а не иначе. Этот вопрос можно обсудить потом.
После такого знакомства психолог предлагает игру «Жучок».
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладо- Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Ею выбирают с помощью считалки.
Игра снимает первоначальную настороженность ребенка. Она — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы, некоторые групповые роли и возникающие групповые иерархии. Если играют с увлечением,
сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, это значит, что группа активна, и взрослый занимает позицию пассивного наблюдателя. Если группа активна, то можно продолжить спонтанные игры. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя детям его положительные и отрицательные стороны.
П р и м е ч а н и е 3: Взрослый находится в комнате с детьми, но не вмешивается в их игры.
Можно использовать игры «Бип», «Зеркало» или «Хоровод».
Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: Зеркало».
Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.
Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в «зеркала», и они отражают вес его движения. Взрослый следит за правильностью отражения.
«Хоровод»
Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:
— лидер;
— товарищ лидера (прихвостень);
— неприсоединившийся оппозиционер;
— покорный конформист («баран»);
— «козел отпущения».
Это были направленные игры, в которых содержание формируемых навыков и действий целенаправленно задается ведущим. Необходимо в каждое занятие включать и спонтанные игры. Это так называемое свободное время. Обычно на него отводится 20 минут в конце занятия.
Таблица 7
№ занятий |
Тема урока |
Объем времени в часах |
Сроки проведения (ориентировочно) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1-я четверть |
|||
— |
Тестирование и выявление педагогически запущенных детей и обработка и создание группы |
17 |
Сентябрь |
1. |
Знакомство детей друг с другом. |
2 |
Октябрь |
2. |
Воспитание уверенности в себе. |
7 |
Октябрь |
3. |
Закрепление занятия «Воспитание уверенности в себе» |
1 |
Октябрь |
2-я четверть |
|||
4. |
Снятие страхов и тревожности |
10 |
Ноябрь |
5. |
Закрепление занятия «Снятие страхов и тревожности» |
1 |
Декабрь |
6. |
Зависимость от окружающих |
6 |
Декабрь |
Окончание табл.7
1 |
2 |
3 |
4 |
7. |
Закрепление занятия «Зависимость от окружающих» |
1 |
Декабрь |
8 |
Развитие памяти |
|
Декабрь |
3-Ячетверть |
|||
9. |
Повтор занятия «Развитие памяти» |
5 |
Январь |
10. |
Закрепление занятия «Развитие памяти» |
з |
Январь |
11. |
Развитие внимания |
10 |
Февраль |
12. |
Закрепление занятия «Развитие внимания» |
1 |
Февраль |
13. |
Снятие враждебности |
1 |
Март |
4-я четверть |
|||
14. |
Повтор занятий «Снятие враждебности» |
2 |
Апрель |
15. |
Продолжение темы «Снятие враждебности» |
8 |
Апрель |
,6. |
Закрепление занятия «Снятие тревожности» |
2 |
Апрель |
— |
Повторное тестирование и обработка дани ых |
12 |
Май |
4.9. | Ад а пта ци я д ете й к обучению в начальной J школе
Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности:
— уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память);
— уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность);
— уровень развития тонкой моторики.
Проводимое при наборе детей в школу п :ихологическое тестирование ставит задачу отследить детей, имеют низкий уровень готов-
Та б л и ц а 8
Сопоставительный анализ готовности детей к школе по классам, в % (исследование Н. Н. Кушнаревой в Ростовской СШ № 83, 1999 г.)
Класс |
Уровни готовности |
||
высокий и выше среднего |
средний |
ниже среднего и |
|
1а |
56 |
29 |
17 |
1 б |
39 |
39 |
22 |
1в |
38 |
54 |
8 |
1 г |
9 |
56 |
35 |
1д |
— |
66 |
34 |
Среднее значение |
28 |
48,8 |
23,2 |
ности к обучению с целью своевременного оказания необходимой психологической и педагогической поддержки.
Преобладание средней, низкой и крайне низкой готовности детей к школе побуждает нас вести мониторинг их адаптации к обучению.
Адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого приспособления. Школьная адаптация — приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новым межличностным отношениям, к новым требованиям, в том числе когнитивным, новым видам деятельности, новому режиму жизнедеятельности. Успешная адаптация в начальной школе является залогом успешного психического, личностного и социального развития.